Спецпроект

Владимир Мурский — представитель правительства УНР в изгнании в Стамбуле

В 1932 году с участием Владимира Мурского был разработан и согласован с руководством Правительства УНР проект Соглашения о создании Союзного государства Украины и Крыма, который предусматривал взаимное признание независимости УНР и Крымской Республики и основание общего союзного государства после свержения большевистского режима.

"...После битвы под Полтавой в 1709 году Украина была оккупирована Москвой. Московитам удалось разбить последние силы украинцев. Армия пала, казаки были растеряны, а сама Украина переименована в Малороссию. Украинские патриоты или шли на сибирские каторги, или были вынуждены эмигрировать, навсегда оставляя родину.

Гнет Московии длился два века. Она сделала все, чтобы подорвать силу украинского народа, но так и не смогла ее уничтожить.

И сегодня, несмотря на, казалось бы, политический и экономический провал, не обращая внимания на отрицание российской властью не только украинских особенностей, а также самого факта существования украинцев, Украинский народ доказывает, что он не покорился...".

Владимир Мурский. Украина и ее борьба за независимость, 1930 год, Стамбул

История Украинской революции, столетие которой отмечается теперь, это не только история событий, но и история фигур, личностей, людей, благодаря энергии, способностям, харизме которых эти события происходили, вершилась судьба народа и государства.

К таким деятелям-патриотам, преданным идее независимости Украины, принадлежал и Владимир Васильевич Мурский — украинский общественный и политический деятель, писатель, журналист, публицист, педагог, дипломат, представитель правительства УНР в изгнании в Турции, разведчик, в общем многогранный и талантливый человек. В 2018 году исполняется 130 лет со дня его рождения.

Один из авторов статьи впервые услышал фамилию В. Мурского 10 лет назад во время работы в должности консула Генерального консульства Украины в Стамбуле. Его заинтересовала статья российского историка Л. Соцкого "Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера".

Там упоминается Владимир Мурский, которого автор называет представителем Правительства УНР в Турции в 1930-е годы. С тех пор начался тщательный процесс поиска материалов о Владимире Мурском, выяснения деталей биографии, места захоронения, сбор его литературного наследия.

В конце концов, в марте 2018 года благодаря усилиям сотрудников Генерального консульства Украины в Стамбуле и активистов местного Украинского культурного общества, прежде всего, госпожи Алии Усеновой, была найдена могила В. Мурского на кладбище в стамбульском районе Ферикьой.

Прошло 83 года со дня смерти Владимира Мурского, но до сих пор, к сожалению, информации об этом человеке немного. Краткие биографические статьи, помещенные в нескольких энциклопедических и публицистических изданиях, требуют дополнения, а иногда и существенного уточнения.

 Могила Владимира Мурского на католическом кладбище Стамбула, район Ферикьой. Фото 2018 года, предоставлено Алией Усеновой

Итак, Владимир Васильевич Мурский родился 10 ноября 1888 года в Замарстынове, что в пригороде Львова. Отец Владимира, Василий Тимофеевич Мурский, тяжело болел и умер в молодом возрасте, оставив после себя четверых детей (троих сыновей и дочь), воспитанию которых посвятила себя его жена Антонина Мурская (Савко).

Отец Антонины был священником, и поэтому семья Мурских всегда поддерживала добрые христианские традиции.

Владимир как старший из детей первым начал получать образование. В конце XIX века семья переехала в Одессу, вероятно к родственникам, где Владимир учился в Ришельевской гимназии, которая в то время была самым престижным государственным средне-образовательным учебным заведением в городе.

В те годы там учились известные и знаменитые в будущем люди, среди них и деятели украинского освободительного движения, в частности генерал-хорунжий армии УНР Андрей Гулый-Гуленко. Однако в 1905 году Мурские вернулись в Галичину, и Владимир был вынужден завершать обучение уже во Львове.

Среди причин, которые обусловили отъезд из Одессы, не последнюю роль наверняка сыграла ситуация, которая сложилась в городе в начале первой русской революции.

Весной начались забастовки, политические демонстрации, в городе было неспокойно. А в июне 1905 года, когда в Одессу прибыл мятежный броненосец "Потемкин", в порту начались бунты, и правительственные войска применили оружие.

В октябре состоялся еврейский погром, жертвами которого по разным данным стало более 400 человек. Криминогенная ситуация обострялась и в дальнейшем. При таких условиях жить в Одессе стало опасно.

Владимир Васильевич Мурский

В Галичине Владимир Васильевич завершил среднюю школу и получил высшее филологическое образование и специальность народного учителя, окончив, наверное, философский факультет Львовского университета, на котором тогда готовили учителей для средних школ.

Студенческая среда в Галичине этого времени — это была благодатная почва для формирования национально сознательной личности. Возможно, именно учеба способствовала выработке у Владимира Мурского взглядов и убеждений украинского патриота.

После завершения учебы в университете с 1914 года Владимир работал народным учителем, принимал активное участие в деятельности львовского общества "Просвита", был членом общества "Взаимная помощь украинскому учительству", неизменным организатором и непосредственным участником вечеров, концертов, хоровых выступлений, которые часто устраивались под эгидой "Украинского клуба".

Вероятно, именно в львовской "Просвите" Владимир познакомился с будущей женой, в то время еще гимназисткой католической школы Софией Вольской, которая именно там впервые погрузилась в общественную деятельность.

Жизненные обстоятельства, что заставили Владимира Мурского вдруг переехать в Одессу, были связаны с событиями Первой мировой войны.

Западноукраинские земли стали ареной жестокого и кровопролитного противостояния Австро-Венгерской и Российской империй, в армиях которых с обеих сторон воевали в том числе и украинцы, а местное население страдало от репрессий как австрийской, так и российской властей.

Именно в это время Одесса становится городом, что дает приют многим украинским беженцам из Галичины и Буковины. Кроме этого, в Приднепровской Украине революционные события и национальное возрождение начались раньше, чем на украинских землях Австро-Венгерской империи, что стало своеобразным магнитом для национально сознательной галицкой интеллигенции.

Возможно, именно известие о начале Украинской революции стало катализатором возвращения Владимира Мурского в Южную Пальмиру. Это произошло, вероятно, в начале марта 1917 года.

В Одессе Мурский сформировался как общественный и политический деятель, журналист и публицист, один из идеологов и лидеров украинского национального движения, осуществлял активную пропагандистско-просветительскую деятельность. Наверное, именно здесь он вступил в ряды Украинской партии социалистов-революционеров.

Почти сразу Владимир вошел в состав Одесского Украинского руководящего комитета, общественной организации, которая представляла украинское движение в городе и была признана Временным правительством и Украинской Центральной Радой.

Она занималась агитационно-просветительской деятельностью. Члены этого комитета принимали участие в Украинском национальном конгрессе, который состоялся 6-8 апреля 1917 года в Киеве, а также были организаторами Херсонского губернского украинского съезда 29-30 июня 1917 года.

На съезде была принята предложенная В. Мурским резолюция по преподаванию в школе и ведению богослужения на украинском языке, а также возвращению из сибирской ссылки учителей украинцев и пленных галичан.

В этот же период В. Мурский был избран в состав финансовой комиссии Украинского руководящего комитета.

Под эгидой Украинского руководящего комитета в Одессе началось издание еженедельника "Украинске слово", в котором пропагандировались идеи украинской независимости.

Редактированием этого издания совместно с Владимиром Чеховским, первым комиссаром Одессы от Украинской Центральной Рады, занимался и Владимир Мурский, который возглавил редакционный комитет. На страницах журнала он как автор опубликовал семь статей.

В мае 1917 года В. Мурского выбирают писарем совета Украинского учительского общества, которое было создано на организационном собрании украинских учителей региона.

Указанное общество ставило своей целью развитие украинского национального образования в Одессе в противовес российскому учительскому союзу города. На этом собрании В. Мурский выступил с докладом "Об учительской организации и ее работе".

Кроме этого, в июне 1917 года В. Мурский был избран писарем общественной организации "Комитет помощи переселенцам Галичины, Буковины и Венгрии", которая занималась беженцами-украинцами из Австро-Венгрии.

Наряду с общественно-политической деятельностью Владимир Мурский, находясь в Одессе, занимался и педагогической. Он занимал должность преподавателя украинского языка на курсах для работников железной дороги, почты и телеграфа, преподавал украинский язык в Одесском военном училище, читал для учителей на курсах украиноведения лекции по украинскому языку, литературе, истории политической борьбы в Галичине, истории украинской музыки, подрабатывал уроками игры на скрипке.

Второй одесский период жизни Мурского — это еще и период его творческого взлета. Меньше чем за полгода он подготовил и опубликовал более 40 статей в украинских периодических изданиях Одессы, сборник украинских революционных песен, который, к сожалению, до сих пор так и не удалось отыскать.

В 1918 году вышел написанный Мурским учебник "Краткая грамматика украинского языка для школ и самообучения". Некоторые рецензенты критиковали работу за ее ориентацию на галицкий диалект украинского языка.

Однако местный Союз учителей-украинцев признал этот учебник "одним из лучших" и рекомендовал "для обучения украинскому языку в средних школах".

А затем, 4 апреля 1918 года, комиссия для составления учебников по украинскому языку издательского отдела Министерства народного образования УНР приняла решение об использовании украинской грамматики В. Мурского в первых двух классах средних и высших начальных школ.

Учебник В. Мурского "Краткая грамматика украинского языка для школ и самообучения" (1918)

Кстати, уже находясь в 1929 году в Стамбуле Владимир Васильевич, вспоминая об одесском периоде своей жизни, просил секретаря украинского общества Турции Н. Забеллу, через так называемых "странствующих" в Одессу, найти для него экземпляр этого пособия.

С началом войны между УНР и Советской Россией в Одессе активизировались и большевики. В январе 1918 года они вооруженным путем захватили власть в городе и провозгласили создание Одесской советской республики, которая признавала подчинение РСФСР.

Украинские войска и большинство украинских общественно-политических деятелей покинули Одессу. Но Владимир Мурский сделать это не успел, и был арестован во время заседания местной "Просвиты", на котором обсуждались вопросы вооруженного противодействия большевикам.

Спасти жизнь в это бурное время ему помогло только то, что по решению революционного трибунала его отправили в одесскую тюрьму. Хотя условия пребывания там заключенных были ужасными, но над ними хотя бы не совершали пыток, произвольных расправ и убийств, как это происходило, например, на большевистском крейсере "Алмаз", где заседала так называемая комиссия по борьбе с контрреволюцией.

Обстоятельства освобождения Мурского почти фантастические и напоминают сюжеты приключенческих романов. По мере приближения к Одессе армии УНР и союзных австро-германских войск начальник тюрьмы Вернигора по собственному почину отпустил Мурского и даже лично отвез домой, посоветовав не оставаться в ночлег.

Мурский под вымышленной фамилией инженера Шмита скрывался в одном из санаториев города до возвращения украинской власти. В то же время, в его доме революционные матросы провели ночной обыск и обнаружили взрывчатку, которую туда было заранее подброшено как повод для повторного ареста и расправы над деятелем украинского национального движения Одессы.

Крейсер "Алмаз"

Кстати, уже находясь в 1929 году в Стамбуле Владимир Васильевич, вспоминая об одесском периоде своей жизни, просил секретаря украинского общества Турции Н. Забеллу, через так называемых "странствующих" в Одессу, найти для него экземпляр этого пособия.

С началом войны между УНР и Советской Россией в Одессе активизировались и большевики. В январе 1918 года они вооруженным путем захватили власть в городе и провозгласили создание Одесской советской республики, которая признавала подчинение РСФСР.

Украинские войска и большинство украинских общественно-политических деятелей покинули Одессу. Но Владимир Мурский сделать это не успел, и был арестован во время заседания местной "Просвиты", на котором обсуждались вопросы вооруженного противодействия большевикам.

Спасти жизнь в это бурное время ему помогло только то, что по решению революционного трибунала его отправили в одесскую тюрьму. Хотя условия пребывания там заключенных были ужасными, но над ними хотя бы не совершали пыток, произвольных расправ и убийств, как это происходило, например, на большевистском крейсере "Алмаз", где заседала так называемая комиссия по борьбе с контрреволюцией.

Обстоятельства освобождения Мурского почти фантастические и напоминают сюжеты приключенческих романов. По мере приближения к Одессе армии УНР и союзных австро-германских войск начальник тюрьмы Вернигора по собственному почину отпустил Мурского и даже лично отвез домой, посоветовав не оставаться в ночлег.

Мурский под вымышленной фамилией инженера Шмита скрывался в одном из санаториев города до возвращения украинской власти. В то же время, в его доме революционные матросы провели ночной обыск и обнаружили взрывчатку, которую туда было заранее подброшено как повод для повторного ареста и расправы над деятелем украинского национального движения Одессы.

 

В начале марта 1918 года, когда Одесса была освобождена от большевиков и в город вернулись органы власти УНР вместе с союзными войсками, авторитет Мурского в среде украинской общины города значительно вырос.

Ему было поручено от имени украинской власти Одессы координировать отношения с австро-германским военным командованием (не последнюю роль сыграло, видимо, его знание немецкого языка), он был избран комиссаром юстиции Одесского украинского городского совета.

Однако приоритетными направлениями деятельности Владимира Мурского, по-прежнему оставались информационно-пропагандистская и культурно-просветительская.

С марта по сентябрь 1918 года вместе с М. Слабченко, Л. Бурдиным и В. Пономаренко он редактировал в Одессе независимую общественно-политическую газету социал-демократического направления "Вильне життя".

Опубликовал 16 авторских и, по меньшей мере, несколько десятков подписанных псевдонимом "М." публикаций на ее страницах. Все статьи Мурского были пронизаны идеей построения независимого демократического украинского государства, и поэтому с установлением режима Павла Скоропадского стали объектом цензурных ограничений со стороны новой власти.

Владимир Мурский продолжал тесно сотрудничать с местной организацией "Просвита", участвовал в открытии ее ячеек в разных районах Одессы, был организатором национального хора, литературного фонда имени Тараса Шевченко, "кругового" сбора денег на украинское дело города, инициатором протестов украинцев против русификаторской политики и тому подобное.

Второй одесский период биографии Мурского завершился 30 августа 1918 года, когда Владимир Васильевич покинул Одессу и переехал в Киев.

В столице В. Мурский работал в непартийных ежедневных газетах демократического направления "Видродження" и "Трибуна", где публиковали свои работы известные государственные, общественно-политические и культурные деятели: председатель Директории УНР С. Петлюра; министр внутренних дел Директории УНР А. Саликовский, который был главным редактором "Трибуны"; один из руководителей Украинской Центральной Рады С. Ефремов; переводчик и журналист Н. Суровцева; журналисты П. Гаенко, П. Певный (соредактор "Видродження"), А. Хомик; профессор Киевского университета А. Грушевский и другие.

В Киеве В. Мурский также занимался общественной деятельностью, общался с С. Шелухиным, П. Стебницким, К. Лосским, А. Яковлевым, Д. Донцовым.

В воспоминаниях последнего упоминается о встрече, которая состоялась 12 сентября 1918 года в киевском ресторане "Метрополь", где обсуждались вопросы украинской внешней политики.

После падения режима Скоропадского, установление власти Директории и восстановление УНР В. Мурский был зачислен в состав делегации УНР, которая должна была участвовать в мирной конференции в Париже.

Вероятно, что определенную роль в этом сыграл факт личного знакомства Владимира Мурского с Владимиром Чеховским, который в то время занимал пост председателя Совета Министров УНР и одновременно министра иностранных дел.

Кроме этого, пригодилось, наверное, и знание В. Мурским второго иностранного языка — французского.

Однако в Париж В. Мурский так и не доехал. Он остался в Вене, которая стала первым местом его вынужденной эмиграции. Это было связано с тем, что украинская делегация не имела официального статуса, и разрешение на въезд с французской стороны получили сначала только ее председатель и секретарь.

В Вене с июня 1919 года Мурский вместе с известными публицистами и общественными деятелями В. Писнячевским, И. Кедриным и А. Хомиком был редактором и корреспондентом журнала "Воля".

С В. Писнячевским, врачом, членом Украинской социал-демократической рабочей партии, журналистом и публицистом, В. Мурский был знаком благодаря совместному участию в общественно-политической жизни Одессы 1917—1918 годов, а с А. Хомиком — по работе в киевской газете "Видродження" в 1918 году.

Все-таки в начале 1920 года, не согласившись с изменением курса журнала, вместе с Александром Олесем Мурский основал новый журнал — "На переломе".

В 1920 году Владимира Мурского назначили пресс-референтом посольства УНР в Вене. Одновременно он также читал лекции для рабочих, пленных и принимал участие в становлении "Союза украинских журналистов".

В сентябре 1920 году вместе с Сергеем Шелухиным, с которым Мурский также имел тесные контакты еще со времен Одессы, переехал в Польшу. В Тарнове, где в это время находилось правительства УНР в изгнании, он сосредоточился на общественно-политической деятельности, был членом Совета Республики, который исполнял функции временного парламента в изгнании.

Примкнул к изданию журнала "За державність", который учредило Украинское военно-историческое общество, созданное 1920 году в Варшаве интернированными военными армии УНР.

После подписания Рижского мирного договора, согласно которому правительство УНР должно покинуть территорию Польши, В. Мурский вынужден был искать работу для обеспечения себя и своей семьи.

В этот период он работал в банке, сначала в Торуни, затем в Кракове. Настоящим хобби, а на некоторое время и средством заработка, для Мурского стало новое и популярное в Европе в начале 1920-х годов радиотехническое дело.

В Кракове он окончил радиотехнические курсы. После открытия в городе вещательной радиостанции произнес несколько речей об украинских делах.

В то же время В. Мурский не оставлял общественно-политической работы, работая в краковском отделе Украинского центрального комитета, общественной организации украинской эмиграции в Польше межвоенного периода, которая занималась культурно-образовательной деятельностью, осуществляла юридическую и материальную помощь украинским эмигрантам.

В условиях невозможности легальной деятельности на территории Польши украинского правительства в изгнании Украинский центральный комитет тесно сотрудничал с ним, был его своеобразным общественным представителем.

В феврале 1922 года Владимира Мурского назначили исполняющим обязанности директора Департамента прессы и информации Министерства печати и пропаганды УНР.

Он отвечал за печать и распространение в диаспоре, а также на территории большевистской Украины периодических изданий на украинском языке, которые пропагандировали украинскую независимость.

Выполнял функции советника Министерства иностранных дел УНР. Был активным деятелем Прометеевского движения, цель которого заключалась в организации совместной борьбы народов бывшей Российской империи и СССР, порабощенных большевиками, за образование на этом пространстве независимых национальных государств.

В декабре 1922 года В. Мурский во Львове лично встречался с Юрием Тютюнником и передавал письма, адресованные последним правительству УНР.

Рассекречивание и обнародование в последнее время архивов Службы внешней разведки Украины позволило выяснить факты из биографии Владимира Мурского, связанные с его деятельностью в Стамбуле с 1929 до 1935 годы.

Это последний, самый насыщенный событиями период его жизни, оставил заметный след в деятельности украинской общины Стамбула и всей организованной украинской политической эмиграции Турции.

Стамбул в конце 1920-х годов стал центром агентурной сети советской разведки, из которого осуществлялась разведывательная деятельность спецслужб СССР не только на Турцию, но и на весь арабский Восток.

Кроме этого, в недрах ОГПУ созрела идея проведения с использованием украинской общины Стамбула спецоперации против лидеров "уэнэровской" эмиграции с целью установления каналов их нелегальной связи со скрытыми сторонниками на территории Украины. Операцию должен был проводить через Одессу Иностранный отдел ГПУ под контролем ОГПУ.

Архивные документы свидетельствуют, что органами ГПУ УССР в украинском обществе Стамбула, начиная с 1925 года, было завербовано несколько человек, в том числе и секретарь общины Н. Забелло.

От них регулярно направлялась в Харьков в Иностранный отдел ГПУ УССР подробная, почти ежедневная, а иногда и ежечасная информация о деятельности представителя правительства УНР в Стамбуле.

Благодаря глубокому агентурному проникновению советских спецслужб в эмиграционные круги под контроль советских спецслужб была поставлена ​​практически вся переписка украинской общины Стамбула с Варшавой и другими центрами Европы, где находились представители правительства УНР в изгнании.

Таким образом, когда в апреле 1929 году Владимир Мурский был назначен на должность Представителя Правительства УНР в Турции, он прибыл в хорошо обустроенное советскими спецслужбами "агентурное гнездо" и почти сразу стал важным объектом их оперативной разработки.

Интерес со стороны ГПУ к Мурскому усиливался еще и из-за его уверенной патриотической, государственнической позиции, активной антисоветской деятельности и выполнению вне своих прямых дипломатических обязанностей определенных разведывательных функций в интересах "уэнэровской" спецслужбы.

Книга Владимира Мурского "Истинное лицо новой России"

Но даже в таких сложных условиях Мурский сумел сделать много полезного для Украины и восстановления в будущем ее независимости.

Постоянно проживая и работая в Стамбуле, Владимир Мурский отвечал за решение проблем украинской диаспоры, контакты с руководителями органов государственной власти Турции, представителями иностранных дипломатических представительств и спецслужб, за сбор информации разведывательного характера о событиях в Украине и организацию доставки морским путем в украинские порты, прежде всего, в Одессу, печатных пропагандистских материалов проукраинского содержания.

За время работы в Турции Владимир Мурский наладил рабочие контакты с Вселенским Патриархатом, в том числе лично с Патриархом Фотием II в.

При организационном содействии В. Мурского в 1930 году состоялся визит в Стамбул Председателя Совета министров УНР в изгнании Вячеслава Прокоповича, во время которого на встрече Прокоповича с Фотием II был поднят вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.

В. Мурский также поддерживал тесные отношения с руководителями крымскотатарской диаспоры в Турции, в частности с Джафером Сейдаметом (Киримером).

В 1932 году при участии В. Мурского был разработан и согласован с руководством Правительства УНР проект Соглашения о создании Союзного государства Украины и Крыма, который предусматривал взаимное признание независимости УНР и Крымской Республики и основания общего союзного государства после свержения большевистского режима.

Находясь в Стамбуле, Владимир Мурский издал две книги на турецком языке: "Украина и ее борьба за независимость" (1930) и "Истинное лицо новой России" (1932), в которых активно отстаивал идею необходимости восстановления украинской независимости и уничтожения большевизма.

Первая книга была представлена ​​автором президенту Турецкой республики Мустафе Кемалю, имела положительные отзывы в турецкой и азербайджанской эмигрантской прессе, а вторая — разослана турецким политическим, военным и культурным деятелям.

Книга В. Мурского "Украина и ее борьба за независимость"

Кроме этого, Мурский опубликовал большую статью об Украине в журнале "Альманах", который издавался в Стамбуле на турецком языке представителями азербайджанской диаспоры и распространялся на соседние страны арабского Востока: Персию, Афганистан, Египет, Ирак, мусульманскую часть Индии.

Владимир Мурский умер 19 июля 1935 года на 47-м году жизни. Сделанная специалистами больницы района Бакиркьой трепанация черепа положительных результатов не принесла.

Преждевременная смерть Мурского была вызвана тяжелой болезнью — опухолью головного мозга. Наверное, сказались многолетние нервные перегрузки, отсутствие нормального отдыха, наследственные факторы. Не следует полностью отвергать и возможные методы работы советских спецслужб по устранению политических противников.

По настоянию жены Владимира Мурского похоронили на католическом кладбище в Стамбуле. На похоронах, состоявшихся 20 июля 1935 года, присутствовали семья Мурского, члены украинской общины, а также представители северокавказской, азербайджанской, туркменской и грузинской эмигрантских колоний Стамбула.

Гроб был покрыт большим национальным флагом и венком с украинскими лентами. После смерти Владимира Мурского Правительство УНР новых представителей в Турцию больше не отправляло.

Свидетельство о захоронении Владимира Мурского на турецком языке. Фото: А. Усеновой

Непросто в эти нелегкие времена складывалась судьба родных и близких Владимира Мурского.

Его жена София (Зося) Вольская-Мурская (1894—1946) была известным общественным деятелем, переводчиком с английского и французского языков, филологом.

Родилась на Каневщине в 1894 году. Образование получила в католической школе при монастыре Святого Онуфрия во Львове (Львовский Василианский монастырь). Впоследствии училась за границей во Франции и Англии.

С 1918 года по протекции Вячеслава Липинского работала переводчиком в Министерстве иностранных дел УНР, в составе которого в 1920 году была вынуждена уехать в эмиграцию.

Была секретарем созданного 18 июня 1920 в Вене Украинского женского союза. Входила в руководство этого общества. В 1921 году в Вене вышла замуж за В. Мурского.

София Вольская-Мурская была первым переводчиком на английский язык драматического произведения Леси Украинки "Вавилонский плен", которое было издано в Великобритании и США в 1916 году.

Дружила с Оксаной Драгомановой — двоюродной сестрой Леси Украинки и одновременно племянницей известного историка Михаила Драгоманова.

Свидетельство о захоронении Владимира Мурского на французском языке, выданное католическим кладбищем. Фото: А. Усеновой

В 1926 году в Киеве издательством "Книгоспилка" была издана книга братьев Жерома и Жана Таро "Приключения Самбы Диуфа" в украинском переводе С. Вольской-Мурской.

Изданием книги, наверное, занималась ее мать, которая в это время проживала в Киеве — Стефания (Францишка) Вольская (1863—1930). Последняя тоже была известной личностью среди украинской творческой интеллигенции конца XIX — первой четверти ХХ в.

Во время пребывания в Турции занималась общественной деятельностью. Принимала участие в международном женском конгрессе, который состоялся в Стамбуле в 1935 году. После смерти мужа С. Вольская-Мурская вместе с детьми в 1936 году переехала в Галичину, а в конце Второй мировой войны – в Германию.

Как вдова известного деятеля УНР получала определенное время материальную помощь от Государственного центра УНР в изгнании, который в свою очередь финансировало правительство Польши. Умерла в 1946 году и похоронена в Мюнхене на одном кладбище со Степаном Бандерой.

Дочь Мурских — София Мурская (1921—1995). Родилась в Тарнове (Польша). Во второй половине 1920-х годов получала среднее образование в Париже, где в это время проживала старшая сестра ее матери - Мария Стефановна Пчелинская.

После переезда супругов Мурских в Стамбул София осенью 1930 года была переведена в местную французскую гимназию. Учитывая молодой возраст, к месту жительства родителей ее сопровождала тетя. Впоследствии М. Пчелинская тоже осталась проживать вместе с Мурскими и стала активным членом украинской общины Стамбула.

После смерти отца София Мурская вместе с матерью жила в Западной Украине. 5 августа 1942 она вышла замуж за известного в Галичине, а затем в украинской диаспоре ученого-тюрколога Евгения Завалинского.

Венчание происходило во Львове, в церкви Святого Онуфрия при монастыре, в котором когда-то училась мать Софии. София Мурская (Завалинская) знала французский и турецкий языки. Уже в 18-летнем возрасте печатала в львовских журналах популярные очерки о Турции.

После женитьбы вместе с мужем работала учителем в школе села Дубаневичи, недалеко от Львова (ныне село Городоцкого района Львовской области).

В первой половине в 1944 году супруги Завалинские, у которых 18 января этого года родился сын, названный, наверное, в честь деда Владимиром, выехали в эмиграцию во Францию, а в 1950 году семья переехала в Австралию, где поселилась в пригороде Мельбурна.

София Завалинская, как и ее муж, занималась преимущественно общественной деятельностью, преподавала в украинской школе, была секретарем школьного совета и украинского кафедрального экзархата, выполняла другую работу в украинском обществе Мельбурна, занималась писанкарством, публиковала статьи, посвященные украинскому искусству.

Муж и сын Софии Завалинской регулярно публиковали работы в изданиях общества Шевченко в Австралии.

Могила В. Мурского на католическом кладбище Стамбула, район Ферикьой. Фото: А. Усеновой

Вторая дочь — Елена Мурская (Супрун) по возвращении вместе с семьей из Стамбула в Западную Украину в эмиграцию не выезжала. Проживала в г. Сосновке Львовской области.

Ее муж, Супрун Михаил Макарович, 1923 г. р., родом из г. Ворожбы, Сумской области. Его семья пострадала во время Голодомора 1932—1933 годов. Об этом есть соответствующие воспоминания М. М. Супруна, вошедшие в книгу "Голгофа украинского народа".

Мать Владимира Мурского, Антонина, пережила во Львове советскую и нацистскую оккупации, а в 1944 году вместе с семьей дочери Иванны Петрив выехала сначала в Германию, а затем в Бельгию, где принимала активное участие в деятельности местной украинской общины. Умерла в послевоенное время, похоронена в Брюсселе.

Сестра Иванна-Кристина Мурская (после бракосочетания Петрив) (20.01.1892 — 5.11.1971), увлеченная примером старшего брата, вошла в историю Украины и украинского освободительного движения как выдающийся общественный деятель, педагог и писатель.

Вместе с матерью она сначала эмигрировала в Бельгию, а затем в Канаду, став заметной фигурой в украинской эмиграции. Ее жизни и деятельности посвящена работа И. Стражниковой, о которой уже упоминалось ранее.

Племянники В. Мурского по линии сестры Ярослав-Владимир (1915 г. р.), Ростислав-Денис (1923 г. р.) и Николай (1925 г. р.) Петривы участвовали во Второй мировой войне, находясь в дивизии войск СС "Галичина".

Самый молодой из них попал в советский плен и был сослан в Сибирь, другие оказались в западной зоне оккупации и в плену союзников. Старший Ярослав-Владимир в 1951 году эмигрировал в Канаду, куда впоследствии переехала и его мать, сестра В. Мурского Иванна-Кристина Петрив.

Брат Петр Мурский (1894 г.р.) в межвоенные годы стал известным во Львове культурно-просветительским деятелем, режиссером-постановщиком спектаклей украинских драматургов, активно поддерживал театральную самодеятельность украинского общества Галичины. Сам был автором многих пьес и спектаклей.

Младший брат — Лев (1897 г. р.) погиб во время Первой мировой войны.

Итак, Владимир Васильевич Мурский прожил короткую, но очень насыщенную и богатую событиями жизнь, жизнь неутомимого борца за свободу своего народа.

До последнего вздоха он верил в то, что его мечта — падение советской тоталитарной империи и восстановление государственной независимости Украины – обязательно сбудется. Хотя это произошло только через 56 лет после смерти Владимира Мурского, однако в этом, безусловно, есть и его заслуга.

Р.S.: Авторам статьи не удалось, к сожалению, установить биографические данные всех близких и родных Владимира Мурского. В частности, нет полной информации о втором ребенке супругов Мурских — Елене.

Неизвестна судьба Петра Мурского. Работа по сбору такой информации является чрезвычайно сложной, поэтому будем благодарны всем, кто сможет нам в этом помочь. Контактный адрес: dmit.kozlov@gmail.com.

Директория: кто, почему, как?

Летом 1918 года оппозиция власти гетмана Павла Скоропадского, собранная в Украинский Национальный Союз (УНСоюз), радикализировалась. Оппозиционные деятели приступили к подготовке вооруженного восстания. Директория — руководящий орган восстания — была сформирована вечером 13 ноября 1918 года.

Томос-1930 или Как "украинский нунций" в Стамбуле боролся за автокефалию УПЦ

Как только ослаблялось имперское давление на Украину или начиналось формирование независимого Украинского государства, сразу возникал вопрос автокефалии. В период Украинской революции, когда существовало Украинское независимое государство, церковную проблему решить не удалось. Но и после поражения освободительной борьбы правительство УНР в изгнании продолжало бороться за решение этого вопроса.

Скоропадский против Деникина. Последняя миссия премьера Лизогуба

9 ноября 1918 года военный губернатор Одессы Эдуард Бельц застрелился, а командующий Восточной армией фельдмаршал Альфред Краус еще раньше выехал на родину. Федору Лизогубу не с кем было говорить. С правительственной делегацией Крыма в октябре заключено прелиминарное соглашение об автономии в составе Украинской Державы, но...

Панихида по Мазепе: почему гетман Скоропадский оказывал сопротивление

9 июля в квартире директора Украинского телеграфного агентства Дмитрия Донцова зазвонил телефон. На проводе был Гетман. Хотел поговорить об Иване Мазепе...