Спецпроект

"Могила Леніна - колиска людства". Вождя революції ховали шість років

87 років тому помер лідер партії більшовиків Володимир Ленін. На вимогу трудящих його забальзамовали у скляний саркофаг. "Вдаришся в опозицію, підійдеш до тіла Ілліча і знов станеш на вірний шлях". (рос.)

 
Среди чтимых в античном мире семи чудес света была и галикарнасская мраморная гробница Мавзола, царя Карии в Малой Азии. Гранитный Мавзолей Ленина, намеренно или случайно примыкающий к этой традиции, отличается от нее тем, что тело покойника не было предано земле и тем самым укрыто от глаз живых.

Этот странный способ обращения с усопшим, вызвавший протесты его вдовы и родственников, неслыханный в русской и европейской обрядовой практике (если не считать подражательного мавзолея Георгия Димитрова в Софии), нуждается в объяснении.

Начнем с фактов.

Меньшевик-эмигрант И. Валентинов (Н. Вольский) в своей мемуарной книге пишет о заседании шести членов Политбюро, состоявшемся за несколько месяцев до смерти вождя.

Итак, осень 1923 года, по-видимому, конец октября. Ленин обречен. Троцкий, Бухарин (тогда первый кандидат в члены Политбюро), Каменев, Калинин, Сталин и Рыков загодя вели беседу (полуофициальную и без протокола) о его похоронах.

Первым выступил председатель ЦИК Калинин: "Это страшное событие не должно застигнуть нас врасплох. Если будем хоронить Владимира Ильича, похороны должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал".

Офіціоз

Речь второго оратора, Сталина, содержала не только эмоции, но и рассуждения:

"Этот вопрос, как мне стало известно, очень волнует и некоторых наших товарищей в провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен.

Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения перед усопшим. Оно может даже показаться оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний, высший суд над теми, кто подлежал казни.

Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет".

Ленін в труні

Сталину резко возразил Троцкий , чья речь - тоже рассуждение, отчего и заслуживает подробной передачи:

"Когда тов. Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин - русский человек и его нужно хоронить по-русски.

По-русски, по канонам русской Православной Церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону - сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича.

Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина, создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют абсолютно ничего общего".

Краплі крові Ілліча

Троцкий тоже знал, о чем говорит: действительно, почивающий за Кремлевской стеной (т. е. вне освященной земли) покойник в простонародном сознании стал восприниматься как мощи, способные даже к воскресению.

Вот эпизод, относящийся к концу брежневского правления, разговор в очереди к Мавзолею (переводим с английского):

"-А когда Ленин оживет? - послышался детский голос позади меня.

Я обернулась и увидела элегантную женщину в кожаной куртке, сжимающую ладошку мальчика лет восьми. Я с недоумением поглядела на нее.

- Он здесь первый раз, и я сказала мальчику, что иногда, когда хорошие дети приходят посмотреть на Него, Он встает".

 

Кадр із фільма геніального Дзиґи Вертова "Три пісні про Леніна" (1934)

...Партия очень скоро приобрела облик лжецеркви.

Обязательные регулярные собрания (это предписано Уставом), даже если не о чем говорить, сродни посещениям храма по воскресеньям и двунадесятым праздникам.

Уличные демонстрации со знаменами, серпами и молотами, портретами вождей аналогичны крестнымходам с хоругвями, крестами и образами.

Начав с проповеди "свободной любви", партия со временем взяла на себя роль консистории, практически запретив или чрезвычайно затруднив супружеские разводы.

 

Той же 1934 рік. Ювілейний випуск "Правди" - 21 січня. Через 20 років Сталін теж ляже поруч із Леніним

На том же осеннем совещании Бухарин, поддержавший Троцкого, выступил как раз на партийно-церковную тему:

 "Я замечаю, что где-то в партии, из каких-то щелей несет странным духом. Хотят возвеличить физический прах в ущерб идейному возвышению. Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса.

 Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит "святости", значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!"

Перейменувати Петроград у Ленінград!

...Вполне возможно, как это ни странно, что идея постоянной (а не временной) мумификации тела Ленина была подсказана именно Троцким, разглагольствовавшим о мощах.

Дело в том, что практика государственного церемониала в России XIX века подразумевала временное бальзамирование тела усопшего императора.

Останки Александра I, скончавшегося в Таганроге, были перевезены в Москву, потом в Царское Село и, наконец, выставлены в Казанском соборе Санкт-Петербурга "на поклонение народу в продолжение семи дней" (правда, гроб был закрытым) - с 6 по 13 марта 1826 года.

27 февраля 1855 года тело Николая I было перевезено из Зимнего Дворца в Петропавловскую крепость. Открытый гроб поставили в соборе, и народ "был допущен... в последний раз поклониться своему Императору,облобызать его обледенелую руку и помолиться над его гробом".

Так же обстояло дело и с останками Александра III.
 

Журнал "Красная Нива" за лютий 1924 року. На обкладинці - автограф Ульянова (Леніна)

Можно предположить, что вначале Сталин ориентировался именно на эту традицию и предполагал выставить останки первого "советского царя" лишь на некоторый срок - для "прощания" и "поклонения".

 Вопрос о сохранении тела Ленина не был окончательно решен и в первые дни после его смерти; Политбюро пыталось обсуждать его с Крупской и родными вождя еще 24-25 января. Однако в дальнейшем события приняли другой оборот.

В ночь на 22 января 1924 года Ленин умер.

 

Похорони Леніна. Репортаж у тій же "Ниві"

Профессор В. Розанов, который его лечил, писал (в 1925 году) о его болезни примерно следующее. Она началась с головных болей и какого-то неудобства в пальцах руки.

Диагноз был поставлен сразу и точно - прогрессивный паралич, который был не обязательно третичной стадией сифилиса, благоприобретенного либо наследственного.

Тот же Розанов пишет о прощании с усопшим. Вожди разделились на две группы (по ранжиру). Те, кто важнее, приехали из Москвы в Горки на аэросанях, те,кто помельче, - на поезде.

Похорон Леніна

Из-за снежных заносов аэросани, где сидел и Сталин, запоздали, так что к смертному одру он подошел не первым.

Впрочем, его прощание с вождем Розанову запомнилось: он как бы раздвигал всех плечами, поднял и поцеловал голову покойника. Это, конечно, не православное прощание.

"В Зч. 30 м. 22 января Президиум ЦИК Союза ССР избрал Комиссию по организации похорон Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и РСФСР Владимира Ильича Ленина в составе Председателя Комиссии Ф. Э. Дзержинского, членов: тт. Ворошилова, Енукидзе, Зеленского, Молотова, Муралова, Лашевича и Бонч-Бруевича.

На первом же заседании, в 4 ч. утра 22-го января, Комиссия пополнила свой состав тт. Сапроновым и Аванесовым; 29 января постановлением Президиума ЦИК Союза ССР в Комиссию был введен тов. Красин".

 

З якоїсь білогвардійської газети

По-видимому, решающими голосами в комиссии обладали Бонч-Бруевич, Енукидзе (в ту пору ближайший друг Сталина) и Красин (тодішній нарком зовнішньої торгівлі - ІП).

Последнего, наверное, не случайно ввели в комиссию на третий день после похорон Ленина (они состоялись 27 января). Он и объявил публичную дискуссию и конкурс проектов, касающихся постройки второго, тоже деревянного Мавзолея (первый был воздвигнут перед похоронами и назывался "склепом").

"В 1921 г. в Москве на большом торжественном собрании" Красин "проповедовал своеобразную веру в воскресение мертвых".

Речь идет о гражданской панихиде по Л. Я. Карпову, тогдашнему руководителю советской химической промышленности и члену президиума ВСНХ.

 

Ілліч виглядає стильно

В слове, посвященном памяти скончавшегося товарища, Красин, в частности, сказал

"Наука, не останавливаясь на том, чтобы только лечить, восстанавливать здоровье заболевшего организма, уже ставит вопрос о произвольном создании пола, об обмоложении и т. д. Я уверен, что наступит момент, когда наука станет так могущественна, что в состоянии будет воссоздать погибший организм.

 Я уверен, что настанет момент, когда по элементам жизни человека можно будет восстановить физически человека. И я уверен, что, когда наступит этот момент, когда освобожденное человечество, пользуясь всем могуществом науки и техники, силу и величие которых нельзя сейчас себе представить, сможет воскрешать великих деятелей, борцов за освобождение человечества, -я уверен, что в этот момент среди великих деятелей будет и наш товарищ Лев Яковлевич". 

Если Лев Яковлевич, то тем более Владимир Ильич...

 

 "Ильич - ГлавНачСнабАрм!"

...Что предшествовало постановлению президиума ЦИК о сохранении тела Ленина, опубликованному в газетах 26 января (заметим, кстати, что оно датировано 11 часами дня 24 числа?

Предшествовали письма граждан (не важно, подлинные или нет), обнародованные только в одном издании - в "Рабочей Москве", органе столичных коммунистов. Приводим выдержки (25 января):

"Тело Ленина надо сохранить! Рабочие этого хотят. Как это сделать? - Предавать земле столь великого и горячо любимого вождя, каким являлся для нас Ильич, ни в коем случае нельзя.

Мы предлагаем набальзамированный прах поместить в стеклянный, герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет. Мы глубоко уверены, что все рабочие поддержат эту мысль.

Мы хотим иметь Ильича с собой, не скрывать его от своих глаз. Пусть он всегда будет с нами" (16 подписей "рабочих Рогожско-Симоновского района").

"Рабочая Москва" з траурними гаслами. Останнє: "Могила Леніна - колиска свободи усього людства"

"Мысль о том, что Ильич физически остался бы с нами и его можно было бы видеть необъятным массам трудящихся, утешило бы горе утраты и подняло бы упавший дух малодушных товарищей, вдохновляя их на дальнейшие бои и победы.

Мы требуем сохранения на долгое время останков дорогого учителя путем бальзамирования его тела и помещения в прозрачное помещение, где рабочие могли бы всегда видеть своего вождя" (подпись: "рабочие и служащие строительной конторы постоянной промышленной выставки ВСНХ").

Зі сподіванням на життя вічне

"Обращаемся к Центральному и Московскому Комитету РКП с глубокой просьбой: не зарывайте прах Ильича под землей от миллионов трудящихся. Мы глубоко уверены, что это было бы желанием сотен миллионов.

Надо сделать так, чтобы потомство наше имело бы возможность видеть тело человека, воплотившего в жизнь мировую революцию.

Оставьте его на поверхности земли на Красной площади. Пусть он останется для нас неиссякаемым источником идеи ленинизма на благо трудящихся всего мира. Этим мы дадим возможность увидеть его всем, всем трудящимся. Ленин должен быть среди нас. Как это осуществить, подумайте сами (члены РКП: Гятков и Георгиевич)".

Но для какой же такой надобности, с точки зрения авторов либо инспираторов этих писем, необходимо было оставить тело Ленина "на поверхности земли"?

Ответ дан на предыдущей, 7-й, странице "Рабочей Москвы".

Популяризаторська брошура про смерть вождя

Под заголовком "Что говорят рабочие? (Из разговоров в Доме Союзов)" читаем: "Надо сохранить тело Ильича. Ударишься в оппозицию, пойдешь к телу Ильича и станешь опять на правильный путь".

...Мы опять сталкиваемся с религиозным, точнее, дурацко-религиозным мироощущением. Оппозиция - это ересь, и, чтобы очиститься от скверны,надлежит если не приложиться, то приобщиться к чудотворным мощам. Они исцелят согрешившего.

Сказано — сделано.

27 января покойник, скоротечно набальзамированный обыкновенным способом, был помещен в первый Мавзолей, построенный по скоропостижному же проекту А. В. Щусева (между прочим, автора храма-памятника на Куликовом поле и церкви Марфо-Мариинской общины в Москве).

Мавзолей из-за спешки закончен не был: верхнюю часть так и не поставили, тем более что зима была очень морозная. Впрочем, и относились к этой деревянной храмине как к сугубо временной.

Другий Мавзолей - дерев'яний. На кремлівських вежах іще двоголові орли

В феврале по этому поводу началась дискуссия, открытая тем же Красиным. "Первой задачей является сооружение постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича. Трудность задачи поистине необыкновенна.

Ведь это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим. Сооружение должно быть задумано и выполнено в расчете на столетия, на целую вечность".

Народонаселение принялось размышлять.

Сотрудник Народного комиссариата иностранных дел Б. Орлов:

"Памятник Вл. Ильичу должен олицетворять не человека, а идею, которую он проводил. Для этого я предложил бы на месте могилы тов. Ленина устроить громадную башню, наподобие Эйфелевой, и даже выше ее. Наверху должен вращаться земной шар, а внизу - огромные маховые колеса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов.

На верху этой башни установить радиотелеграф, способный держать связь со всем миром. В башне можно отобразить постепенный ход революции, или даже исторический путь человечества, от первобытного коммунизма к марксизму..." 

Рабочий Пестрецов: "Построить на Красной площади трибуну, на которой поставить радиотелефон. В дни парадов и демонстраций заводить перед радиотелефоном пластинку Ильича, соответствующую данному празднику".

Некий П. Сметанников: "Высоко над Кремлем должна стоять фигура Ленина (на земном шаре), указывающая на запад. Ночью освещать ее красным светом". Было также предложение построить новый город имени Ленина с небоскребом в 80-100 этажей, окруженный парками и соединенный с Москвой электрической железной дорогой.

Похорон Леніна. Видно транспарант про могилу Леніна, в якій народиться вільне людство

...Вот отрывок из воспоминаний протоиерея Михаила Ардова (из семьи московских друзей и благожелателей А. А. Ахматовой). Он воспроизводит разговор с известным историком искусства А. Г. Габричевским о январской Москве 1924 года.

"- Я помню, - говорит мне Александр Георгиевич, - я вышел из дома... Стояла длинная очередь к гробу Ленина, люди жгли костры и грелись... А вот тут, на Манеже, висел загадочный лозунг: "Могила Ленина - колыбель человечества"... Это я не понимаю, что такое.
- Это не так уж трудно расшифровать, - отвечаю я.

- Ты так думаешь?

- Я надеюсь, вы не станете мне возражать, - говорю я, — если я скажу, что партия большевиков - сатанинская пародия на Церковь, съезды - это соборы, парады, демонстрации и митинги - ритуальные действия, чучело Ленина пародирует святые мощи и так далее...

- Это справедливо, - отзывается Александр Георгиевич.

-Так вот, - продолжаю я, - лозунг "Могила Ленина  - колыбель человечества" - это такая же точно сатанинская пародия на слова молитвы, обращенной ко Христу: "Гроб Твой - источник нашего воскресения".

Пожалуй, можно предложить и другое толкование. Колыбель - прямая параллель к вифлеемским яслям. Неслучайно в советское время (и до сих пор) детские учреждения именуются яслями и садами.

С этой же символикой явно связана и маленькая деревянная модель симбирского дома Ульяновых, "внутри и снаружи освещенная электричеством", которая была помещена на трибуне 2-го Съезда Советов у стола президиума (об этой "колыбели" вождя сообщалось в вечернем выпуске "Красной газеты" от 4 февраля 1924 года).

Ленін-дитина на поштовій марці до 10-річчя смерті. Хто пам'ятає жовтенятські значки в СРСР, може побачити, що зображення вождя ще не набуло всіх канонічних рис

...Взять хотя бы скульптурные изваяния, которые в невиданном количестве стали плодиться вскоре послесмерти Ленина. В статье "О памятнике Владимиру Ильичу" Л. Красин писал:

"Нет почти крупной фабрики или завода, нет деревни и города, где тысячи и тысячи рабочих и крестьян не думали бы о том, чтобы иметь у себяна площади, на улице, в помещении клуба своего Ильича из камня, чугуна, бронзы или, в крайнем случае, из гипса".

Свой Ильич - это гений места, домашний божок.

Вінок Леніну від тодішнього уряду СРСР. Все скромно, до речі. Це й наступні фото: жж varjag_2007

В конце июля 1924 года было окончено "постоянное бальзамирование" тела (потом в течение десятилетий за ним наблюдал специально созданный институт).

К врачам с благодарственной речью обратился Енукидзе, сказавший между прочим следующее:

"Само собой разумеется, что ни мы, ни наши товарищи не хотели создать из останков Владимира Ильича какие-то "мощи", посредством которых мы могли бы популяризировать или сохранить память о Владимире Ильиче. Своим гениальным учением и революционными действиями, которые он оставил в наследство всему мировому революционному движению, он достаточно увековечил себя".

Вінок від Унітарної загальної конфедерації праці (французька профспілка)

Примечательно, что именно этот фрагмент опускался в публикациях речи 1970-х годов.

Тело Ленина было перенесено во второй, тоже щусевский и тоже деревянный, Мавзолей, где его осеняло знамя парижских коммунаров, переданное французскими коммунистами Московскому комитету РКП (б).

Вінок від московських школярів

Открытые конкурсы с их шумихой и глупостью, видимо, Сталину скоро надоели.

Весной 1929 года он создал новую комиссию под председательством Ворошилова.

Выбор ее опять пал на Щусева, который, доработав свои прежние проекты, и стал автором гранитного Мавзолея.

С его открытием 10 ноября 1930 года окончилась шестилетняя эпопея похорон. 

Вінок від 23-ої Харківської стрілецької дивізії

Странный, поразивший воображение многих обряд погребения Ленина породил соответствующие фольклорные и псевдофольклорные тексты. Побывавший в Москве американец Теодор Драйзер писал в 1928 году:

"Многие рассказывали мне, что его набальзамированное тело - такое же, как и в тот день, когда он умер, - окутано суевериями. До тех пор, пока он лежит здесь, до тех пор, пока он не изменится, коммунизм в безопасности и новая Россия будет процветать. Но (добавляли они шепотом), если он истлеет или будет кем-то потревожен, тогда наступят печальные перемены - конец его великой мечты!".
 

Повністю читайте в "Енциклопедії культур"

Інтрига їхньої смерті

Убивство відомого політика, полководця, монарха та й просто непересічної постаті завжди оточено таємницею, інтригою, різноманітними більш чи менш вірогідними здогадами й домислами. Уже ці обставини викликають підвищену цікавість до подій, що за ними стоять. Тому тема політичних убивств, котрі з плином часу набувають статусу історичних – вигідне поле для авторів, котрі беруться за неї.

Віктор Петров. Людина, яка повернулася в холод

"Петров боїться арешту, висловлює думку про необхідність від'їзду з України". Із цього рапорту співробітника секретно-політичного відділу управління держбезпеки нквс урср Лифаря почалася епічна драма Віктора Петрова, відомого ще за літературними і науковими псевдонімами як В. Домонтович та Віктор Бер. Рапорт був підготовлений у лютому 1936-го. Окремі фрагменти з нього свідчать про те, що про В. Петрова вже збирали оперативним шляхом інформацію і знали, на чому можна зіграти.

Уривок із книжки "Таборові діти" Любов Загоровської

У книзі "Таборові діти" зібрано свідчення людей, які в дитячому віці зазнали репресій радянської каральної системи. Це розповіді тодішніх дітей про те, як їх під дулами автоматів забирали з дому, про досвід перебування в тюрмах, про важку дорогу на сибірські морози в товарних вагонах, про життя в бараках чи спецінтернатах, про виживання в нелюдських умовах заслання. Ці свідчення варто прочитати, щоб знати, як ставилася радянська влада до дітей, яких оголосила "ворогами народу".

Історик, сержант ЗСУ Володимир Бірчак "Клап": Усі мої предки були борцями визвольних змагань. Тепер вони стоять за спиною свого найменшого бійця

Володимир Бірчак – відомий історик, журналіст, сценарист, заступник редактора видання "Історична правда", керівник академічних програм Центру досліджень визвольного руху. Працював заступником директора Галузевого державного архіву СБУ, доклав чимало зусиль для декомунізації в Україні, особисто брав участь у розробці змін до законодавства, яке тепер гарантує доступ до архівів КДБ. А з перших днів повномасштабного вторгнення Росії у 2022-му мобілізувався до лав ЗСУ та став кулеметником на позивний "Клап".