Спецпроект

Грудень 1989-го. Народ і армія Румунії проти Ніколае Чаушеску

Він був диктатором і вимагав, щоб його називали "Генієм Карпат". Але одного дня люди перестали його слухати. Він спробував спертись на вірних спецслужбівців, та марно. А потім був швидкий революційний суд без права на апеляцію (рос).

Считается, что успешное восстание в условиях тоталитаризма невозможно, однако на всякое правило находятся исключения. Румыния является единственной страной Восточной Европы, а может, и в мире, где тоталитарный режим был свергнут в результате народного восстания.

При Чаушеску это было весьма странное государство, которое не вписывалось в привычные представления о лагерях Холодной войны. Номинально член социалистического содружества, участник Варшавского договора, союзник СССР.

 

На практике - откровенно прозападный националистический режим, набравший кредитов у капстран на амбициозные экономические проекты. В второй половине 1980-х Чаушеску решил во чтобы то ни стало выплатить все займы, что и было сделано ценой полного обнищания населения. О полном погашении внешнего долга было торжественно объявлено буквально накануне революции.

У Бухаресті "відреставрували" Леніна у вигляді гідри. ФОТО

Искра вспыхнула в городе Тимишоара 16 декабря 1989-го, где прихожане-венгры встали на защиту пастора-диссидента, однако уже вскоре число митингующих возросло до нескольких тысяч и в ход пошли антикоммунистические и антиправительственные лозунги.

После первых репрессивных акций правоохранительных органов начались погромы отделений коммунистической партии. Ночью в город были введены войска и подразделения службы госбезопасности "Секуритате".

 

На следующий день, 17 декабря, до Бухареста докатились слухи, что в Тимишоаре войска стреляли в людей и есть много погибших. Власти устроили в столице митинг в свою поддержку, однако в ходе него неизвестными лицами был произведен взрыв в толпе присутствующих, после чего митинг вылился в антиправительственные выступления, которые переросли в столкновения с милицией. В город были введены войска.

В этот же день рабочие Тимишоары захватили фабрики и заводы в своём городе. Волна антиправительственных выступлений прокатилась по всей стране.

 

21 декабря 1989 г. Николае Чаушеску выступает с последней речью с балкона ЦК Коммунистической партии перед народом в Бухаресте.

 

22 декабря радио объявило, что министр обороны Василе Миля покончил с собой, но практически сразу стало известно, что он был убит за отказ стрелять по демонстрантам. Это убийство всколыхнуло генералов и армия стала против Чаушеску.

 

Демонстранты совместно с войсками заняли телецентр в Бухаресте и объявили: "Братья румыны! Диктатура пала!".

 

22 декабря в полдень Чаушеску вместе с женой, двумя соратниками Эмилем Бобу и Маней Мэнеску и двумя агентами "Секуритате" бежал из Бухареста на вертолёте, приземлившемся на крыше здания ЦК.

Повоєнна Європа: чи був СРСР колоніальною державою?

Однако вскоре стало ясно, что бежать из страны не удастся, поскольку в воздух были подняты перехватчики-истребители. Пилот вертолёта высадил супругов Чаушеску неподалёку от города Тырговиште, где они захватили один попутный автомобиль, приказав водителю ехать вперёд.

Они добрались до Тырговиште, где их ждал отнюдь не радушный приём — рабочие местного предприятия встретили их машину градом камней, а в здание местного комитета партии их не пустили. В тот же день вечером президентская чета была задержана военными.

 

В ночь с 22 на 23 декабря по всей стране начались столкновения армии и повстанцев с сотрудниками "Секуритате", но центром боёв стала столица. Спецподразделения службы безопасности выполняли приказ уже арестованного диктатора.

Особо сильные бои разгорелись за здание Государственного совета (где укрепились бойцы "Секуритате") и за здание телецентра (где укрепились повстанцы).

 

Неожиданно появлявшиеся и бесследно исчезавшие боевые группы "Секуритате" были  одним из самых загадочных эпизодов в истории румынской революции.

Был момент, когда все уже перестали понимать, что же происходит в Бухаресте и кто с кем ведёт бой.

 

24 декабря сопротивление "Секуритате" начало постепенно спадать, и 25 декабря бои в городе почти прекратились.

 

Как и в Венгрии 1956 г., символом восставших стал национальный флаг с вырезанным из него социалистическим гербом:

 

Управление страной перешло в руки Фронта Национального Спасения, состоявшего в основном из бывших соратников Чаушеску.  Во главе этого органа встал опальный партийный функционер Ион Илиеску.


25 декабря 1989 года Чаушеску был осуждён специальным военным трибуналом и приговорён к смертной казни, причём, несмотря на то, что обвиняемым было предоставлено 10 дней для подачи апелляции, в тот же день он был расстрелян вместе с женой Еленой.

 

Эта молниеносная псевдосудебная расправа вызвала в мире шок даже у тех, кто горячо сочувствовал румынской революции. Многие считали, что свергнутому правителю просто "заткнули рот", прежде чем он успел рассказать что-то важное.

1989: добровольці-кати страчують Чаушеску і його дружину (ВІДЕО)

По неофициальной версии революционеров скорая казнь была нужна, чтобы окончательно деморализовать ушедшее в подполье "Секуритате".

 

Кажется, ещё 22 декабря 1989 г., оправившись от растерянности по поводу происходящего, руководство СССР сделало заявление, что оно "с народом Румынии".

Советские раждане могли во всех подробностях узнать о событиях декабря 1989 г. из специального выпуска журнала "Румыния":

 

Джерело: http://visualhistory.livejournal.com/

Операція «Вісла»: геноцид, воєнний злочин чи етнічна чистка

Чим була операція «Вісла»? Хто повинен відповідати за кривду, заподіяну українцям Закерзоння 1947 року? Чи варто Україні «симетрично» відповідати на політичні рішення чинної влади Польщі, проголошуючи геноцидом дії комуністичної польської влади проти мешканців українських етнічних територій, що відійшли до Республіки Польща після Другої світової війни? Спробуймо дати кваліфікацію подіям операції «Вісла», виходячи не з емоцій та політичної кон’юнктури, а з позиції норм міжнародного права.

"Я аж ніяк не українофіл". Фрагмент із книжки "Розділена династія" Фабіана Бауманна

Несподіваний погляд на націоналізм: не як історичну неминучість, а як усвідомлений політичний вибір, — пропонує у книжці "Розділена династія" швейцарський історик Фабіан Бауманн. Він досліджує долю київської родини Шульгиних, яка менш ніж за пів століття розділилася на дві протилежні національні гілки: російську та українську. Революція 1917 року остаточно розмежувала Шульгиних: один із них загинув у бою під Крутами, захищаючи Українську Народну Республіку, а другий — воював проти неї.

Найбільша мрія у житті

– Володю, а яка у Вас найбільша мрія в житті? – Жанно, – кажу, – я хочу, щоб Україна була незалежною! Вона подивилася на мене, як на психічнохворого. Звісно, вона знала, що в університеті десь є якісь «божевільні націоналісти», але на філфаці, а не на мехматі.

Антон Лягуша: «Зараз в Україні формується демократична пам’ять»

Інтерв’ю з Антоном Лягушею, кандидатом історичних наук, деканом факультету магістерських соціальних та гуманітарних студій Київської школи економіки (KSE) для Музею «Голоси Мирних» Фонду Ріната Ахметова.