Хвилина мовчання в Ізраїлі

Що ж об'єднує цих людей, що взагалі об'єднує євреїв? Мова - при тій різномовності, особливо в різних країнах світу? Релігія - при такій кількості різних течій? Історичне коріння? Різниця між євреями значно більша, ніж між українцями... (рос.)

В один из погожих майских дней я путешествовал по Израилю. Машина свернула на шоссе, ведущее с севера страны к Тель-Авиву, - движения почти не было, лишь изредка проносились мимо легковушки и грузовики. Как вдруг за одним из поворотов мы увидели удивительную для гостей Израиля сцену: автомобили остановились, водители и пассажиры вышли из кабин и замерли в молчании.

На шоссе раздавался звук сирен - очевидно, из включенных радиоприёмников. Прошла минута, люди вернулись в машины. Движение возобновилось.

То был День памяти - один из дней, предшествующий Дню независимости Государства Израиль.

День, объединяющий израильское общество прежде всего желанием отдать дань героям и жертвам войны.

Не нужно думать, что это общество однородно в своих политических симпатиях, вовсе нет. Может быть, оно даже более сегментированно, чем украинское. Десятилетиями в этом обществе продолжается непримиримая борьба между левыми и правыми, между приверженцами светского образа жизни и религиозных ценностей.

Есть и отличия между евреями, прибывшими в Израиль из стран Центральной и Восточной Европы и выходцами из арабских стран, Эфиопии, Ирана...

Верховна Рада ввела хвилину мовчання 22 червня

Я бы даже сказал, что эти отличия несравнимы с той разницей, которая существует между восточными и западными украинцами. И языковые различия - несмотря на общий для всех иврит - тоже есть: приехавшие из стран бывшего Советского Союза даже пару десятилетий назад все еще сохраняют и русский язык, и постсоветский культурный контекст.

А родившиеся в Израиле - уже давно люди своей и западной, если хотите, даже американской культуры.

Фотографії загиблих під час Голокосту. Меморіальний музей Яд ва-Шем

Что же объединяет всех этих людей, что вообще объединяет евреев? Язык - при таком разноязычии, в особенности в разных странах мира? Религия - при таком количестве разных течений и миллионах забывших дорогу в синагогу? Исторические корни - при том, что в наше время многие больше интересуются победама баскетбольного клуба "Маккаби", чем историей?

Объединяет эта самая минута молчания. Объединяет уважение к памяти. Вспомнилось, как гулял по набережной Тель-Авива с двумя очаровательными девушками - будущими главными редакторами ведущих украинских газет.

Глядя на разношерстную загорелую толпу, такую непохожую на прохожих на Крещатике, коллеги спросили меня: неужели это и в самом деле твой народ? Что у тебя общего с людьми, с которыми ты разговариваешь на разных языках, живешь на разных концах планеты, думаешь о различных проблемах?

Американський генерал, який зворушив Ізраїль словами на ідиш

И тогда я рассказал им историю своей бабушки - в то время она была еще жива, - которая все послевоенные годы помнила о своей старшей сестре, погибшей вместе с младенцем в кошмаре Бабьего Яра.

Уже потом, после смерти бабушки, я узнал, что она поместила информацию о погибших в списке памяти мемориала жертв Холокоста в Яд ва-Шеме - удивительный поступок для человека, никогда не писавшего писем в музеи. И было бы логично, чтобы бабушка обратилась за помощью к кому-то из нас. Но для неё память была глубоко интимным переживанием.

На этой залитой солнцем набережной почти у каждого была такая бабушка и такое интимное переживание. Это и есть то, что делает народ народом. Не фанфары, не коллективное страдание, не спекуляция на датах. А умение помнить о погибших и желание облегчить участь выживших. Когда есть такая готовность - появляется естественное уважение к тем, у кого другая история, другая память, другие герои и жертвы.

Більшість ізраїльтян ще категорично не готові пробачити німцям Голокост

Именно поэтому так отвратительны те, кто изо всех сил старается сохранить в украинцах советское - а значит лицемерное - отношение к истории как к инструменту для политических игрищ.

Настоящая история - это то, что внутри самого человека. Это не парад, а общая минута молчания. Это не речи, а список погибших в войны и голодоморы. Это не стопка водки, выпитая одним из самых состоятельных людей страны вместе с нищими ветеранами, а реальная помощь тем, кто стал жертвой войны: потому что воюющий человек всегда не только и не столько герой, сколько жертва.

Это, в конце концов, поиск не того, что разъединяет, а того, что объединяет. Того, что позволяет выйти из машины каждому.

Джерело: "Профиль"

Володимир В'ятрович: "Волинь" vs "Катинь"

Здавалося, після пов'язаної з "Катинню" Смоленської трагедії 2010 року вона стане ще потужнішим символом, який єднатиме минуле і сучасність. Але на той момент "Катинь" уже активно витіснялася із суспільної свідомості іншою історичною темою – "Волинь". Події польсько-українського конфлікту в роки Другої світової (зведені до простої формули "Волинь-43") стали головною темою спочатку історичної публіцистики, а відтак – історичної політики.

Ігор Кравець: Дві Волині в одній

Польський Сейм проголосував закон, що встановлює нове державне свято — «День пам’яті про поляків — жертв геноциду, скоєного ОУН-УПА на Східних Кресах Другої Речі Посполитої». Сама назва — неоколоніяльна, і автор закону — давній прихильник кремлівських наративів, утім член «антикачинської коаліції» Дональда Туска, Тадуеш Самборський. Єдиною, хто утрималася під час голосування, була Александра Узнанська-Вісьнєвська. Усі інші — «за». Рідкісний, але як же виразний колоніяльний консенсус у польському Сеймі.

Богдан Червак: Останній президент УНР на вигнанні. Миколі Плав’юку – 100 років(?)!

5 червня 1925 року, за іншими даними 1927 року, народився останній президент УНР на вигнанні, голова ОУН Микола Плав’юк. Якщо припустити, що вірна дата – 5 червня 1925-го, то цьогоріч йому виповнюється сто років!

Віталій Скальський: День народження та невідомі фото крутянця Григорія Піпського

Постать Григорія Піпського для зацікавлених не потребує особливого представлення. Традиція говорить, що саме він - галичанин Григорій Піпський – під час розстрілу росіянами-більшовиками після бою під Крутами наприкінці січня 1918 року заспівав «Ще не вмерла Україна…».