Спецпроект

Страсті за фашизмом. Назва ідеології чи лайка?

Сама постановка питання про Бандеру як фашиста однозначно викликає відторгнення широких колах суспільства... "Фашизм" - це така беззмістовна лайка, щось на кшталт "мерзотник". Як неможлива академічна лекція "Бандера як мерзотник", так не можна провести у нас і захід під назвою "Бандера як фашист"...

После состоявшейся лекции немецкого исследователя Гжегожа Россолинского-Либе "Степан Бандера: жизнь украинского революционного националиста и память о нём, 1909-2009" в Посольстве Германии в Киеве не могу не поделиться одним из выводов, которые я сделал лично для себя.

Печальный вывод, о котором сейчас пойдет речь, это низкий уровень просвещенности широких слоев украинского общества.

"Лекція одразу планувалася як скандальний захід. Нас просили знайти охорону..."

Мой коллега Вячеслав Лихачев в интервью порталу «Ревизор» сделал весьма точное наблюдение –

[В украинском] контексте сама постановка вопроса про Бандеру как фашиста однозначно вызывает отторжение в гораздо более широких слоях общества, нежели та узкая прослойка, которую можно назвать неонацистской в собственном смысле этого слова.

"Фашизм" в [украинской] языковой традиции – это такое бессодержательное ругательство, что-то типа "мерзавец". Как невозможна академическая лекция "Бандера как мерзавец", так нельзя провести у нас и мероприятие под названием "Бандера как фашист" [...].

Когда я читал комментарии на тему "Россолинский-Либе – украинофоб, потому что называет Бандеру “фашистом”, я долгое время не мог понять логику этого тезиса.

Понад півстоліття СРСР плямував націоналістичний рух як фашистський. Карикатура Едварда Козака, журнал "Лис Микита", який видавався у США

"Кто такие бандеровцы и за что они борются". Брошура 1948 року

Конечно, логики в нормальном понимании этого слова в данном тезисе нет, но в нем есть некая внутренняя идея, с которой соглашается пугающее количество украинских граждан. Эта идея заключается в том, что о любых украинцах можно говорить только как о мертвых – либо хорошо, либо никак. Т.е., например, утверждение о том, что украинцы принимали участие в Холокосте, воспринимается как обвинение против украинского народа.

Корни этой "логики" лежат в неверном представлении народа или нации не как группы личностей, а как некоего единого органического тела – биологического корпуса "живых, мертвых и неродившихся". Ассоциация любого элемента этого тела с чем-либо негативным ведет к переносу негатива на все тело.

Идея нации как органического тела лежит в основе всех ультранационалистических, расистских и фашистских теорий, хотя и не только них. Она используется как для защиты и прославления своей нации, так и для осуждения других. Природа этой идеи антинаучная и глубоко анти-Просвещенческая.

Цитата з Россолінського-Лібе про "культ фашизму в Едмонтоні"

Но вернемся к фашизму. Вот две цитаты из двух разных источников. Первая цитата – из репортажа Александра Чаленко о пикете Посольства Германии в Украине, проведенном праворадикальной партией "Свобода".

"Немецкий товарищ, если верить свободовцам, собирался обвинять в фашизме их кумира – Степана Бандеру".

Вторая цитата графическая –

 

Такие лозунги использовала "Свобода" в пикете Посольства Германии.

В обоих случаях мы имеем дело с репрезентацией фашизма, как "мерзости", что лишает понятие всякого политического смысла и сводит его к ругательству.

Для специалиста очевидно, что в фашизме нельзя обвинять: мы можем интерпретировать идеологию того или иного движения как фашистскую, так же как мы можем говорить, что движение может быть социалистическим, консервативным или либеральным.

Т.е. журналист Чаленко и активисты "Свободы" апеллируют к "простонародному" пониманию "фашизма" как ругательства.

Но если журналист Чаленко всего лишь демонстрирует свой низкий уровень образования, то в случае со "Свободой" все несколько сложнее.

Лекція за зачиненими дверима. Погляд Володимира В'ятровича

Правые радикалы используют понятие "либеральный фашизм" – данный термин "прославился" благодаря американскому ультраконсервативному журналисту Йоне Голдбергу, который в своей псевдонаучной книге "Либеральный фашизм" пытался доказать сторонникам Республиканской партии, что демократ Барак Обама является, в сущности, фашистом, так как фашизм, по утверждению Голдберга, это левая идеология.

Естественно, публикация пропагандистской книги Голдберга не осталась незамеченной и вызвала шквал возмущения со стороны ученых, занимающихся проблемой фашизма.

Однако я отдаю себе отчет в том, что мы не можем – по разным причинам – требовать от журналиста Чаленко и активистов партии "Свобода" научного благоразумия.

До питання про ідеологію Організації Українських націоналістів

Вместе с тем, именно научного благоразумия мы можем требовать от ученых или тех, кто себя считает таковыми. Вот цитата из письма Олены Бетлий и Катерины Дысы (Центр польских и европейских исследования, "Киево-Могилянская Академия"), адресованного Фонду им. Генриха Белля, который организовал приезд Россолинского-Либе в Украину.

Именно в Центре польских и европейских исследований должна была изначально состояться лекция немецкого ученого, однако Бетлий и Дыса отказали в предоставлении "площадки".

[T]he title of the lecture (“Ukrainian Fascism, German National Socialism, Soviet Communism, and the Question of Ethnic and Political Violence in Western Ukraine”) [was] too broad and demonstrated non-professionalism of the lecturer (for example, the use of anachronistic terms such as ‘fascism’, historically appropriate only to the particular ideology of Italian Fascism. This demonstrates that such an approach is tendentious).

В течение 1990-х годов в научном мире сформировался широкий консенсус относительно того, что фашизм является не только именем собственным идеологии Бенито Муссолини, но и родом политической идеологии.

Как у всякого рода, у фашизма есть разновидности: итальянский фашизм (Муссолини), немецкий национал-социализм (Адольф Гитлер), румынский гвардизм (Корнелиу Кодряну), британский фашизм (Освальд Мосли) и прочие.

Бетлий и Дыса являются кандидатами исторических наук, поэтому мы вполне вправе требовать их знакомства с доминирующими направлениями в исторической (и политологической) науке.

Заявления о том, что фашизм является "анахроничным термином" и "исторически релевантным только для идеологии итальянского фашизма", ничего кроме усмешки ни на одной серьезной конференции вызвать не могут.

А если подобные заявления прозвучат в статье, поданной для публикации во влиятельном рецензируемом журнале, то такая статья будет отклонена, а автору посоветуют ознакомиться с широким спектром работ на тему фашистской идеологии. Особенно Катерине Дысе, которая окончила аспирантуру Центрально-европейского университета, где преподает один из лучших центрально-европейских исследователей фашизма Константин Иордаки.

Неспособность понять, что "фашизм" является не ругательством, а названием определенной политической идеологии ("Свобода" это, между прочим, очень хорошо понимает), ведет к тому, что общество лишается способности распознавать природу этой идеологии и может сделать много шагов в сторону фашизма, даже не осознавая, что занимается мерзостью.

Джерело: anton-shekhovtsov.blogspot.com

«…з крісом у руках, з пером чи живим словом» спадщина Євгена Побігущого

За життя Є. Побігущого-Рена його дописи в еміграційній пресі, передмови до окремих військознавчих студій, відгуки й рецензії на видання українською й чужими мовами, спогади, завуальовані псевдом «Євген Беркут», а виступи і вибрані доповіді – й поготів, ніколи не були зібрані під однією обкладинкою. З огляду на це у рік 120-ліття Є. Побігущого-Рена настав найвищий час подати сучасному українському читачеві його вибрані публікації, рукописи, виступи і листування.

Сталінська "боротьба з бандитизмом". Раунд перший: 1944

Нищівної поразки в бою з бригадою УПА-Північ "Помста Базару" зазнав підрозділ 1-го батальйону 220-го прикордонного полку НКВД. Підрозділ був оточений, розчленований на кілька груп і майже в повному складі знищений. Бій стався в річницю страти ЧК учасників Другого зимового походу Армії УНР у 1921 році під с. Базар. Так бригада УПА символічно відплатила чекістам за смерть українських вояків.

Український патріот й авантюрист Джейкоб Макогін – князь Леон Богун Мазепа Розумовський

Він видавав себе за відставного полковника Корпусу морської піхоти США і нащадка українського гетьмана Кирила Розумовського, купував вілли і квартири в Італії та Швейцарії, на власному автомобілі разом із ефектною і заможною дружиною-американкою об’їздив пів Європи, багато жертвував на підтримку українського національно-визвольного руху і привернення уваги в світі до українського питання. При цьому культивував ореол загадковості і таємничості навколо своєї персони серед оточення, через що його нерідко вважали чи то американським, чи то англійським, чи якимось іншим шпигуном.

Харківська епопея Павла Шандрука

Постать українського військового, генерал-хорунжого армії УНР Павла Шандрука доволі відома. Герой Української революції та вересневої кампанії 1939 року. Генерал-полковник в еміграції та командувач Української Національної Армії. У 1965 році польський еміграційний уряд нагородив Шандрука вищим військовим відзначенням – срібним орденом "Віртуті Мілітарі". Перелік звитяг цієї непересічної постаті можна ще довго продовжувати. Та чи все нам відомо про його ранню біографію? У пропонованому Вам матеріалі розповідається про харківський період та службу в поліції, ймовірно, того самого Павла Шандрука.