Спецпроект

Лікнеп для Табачника

Нинішній міністр освіти намагається принизити авторитет української, натомість підвищуючи статус російської. Цьому доктору наук не завадить пройти короткий курс історії, яку вивчали в середніх навчальних закладах дореволюційної Росії.

Для цього курсу ми використаємо звичайний підручник того часу.

Називається він буквально так: "Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторений. Элементарный курс для средних учебных заведений и городских училищ. Составил М. Остроградский. Двадцать седьмое издание. Петроград. 1915".

Ось кілька уривків з нього. Орфографію оригіналу збережено.

-------------------------------------------------------------

Сторінка 25. "Упадок Киевской Руси. После смерти Мономаха князья по-прежнему начали ссориться за княжества. Киев скоро перестал быть главным городом.

От постоянных усобиц княжеских и от набегов Половцев Киевская земля обеднела, торговля с Грецией почти прекратилась, потому что Половцы проходу не давали русским купцам. Жители Киевской земли стали уходить в другие места, более безопасные.

Особенно увеличилось переселение на северо-востокъ, в места между Окой и Волгой, в Суздальскую землю. Это была страна глухая, с населением редким, преимущественно финскаго племени. Она считалась плохимъ уделомъ и давалась обыкновенно младшим сыновьям княжеским.

В начала XII века Суздальская земля досталась меньшому сыну Владимира Мономаха, Юрию, по прозванию Долгорукому. Юрий старался застроить эту страну, вызывал поселенцев из южной Руси и других мест.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, продолжал заселять Суздальскую землю. Он отнюдь не рвался на юг, как это было в обычай у удельных князей, которые только и думали, какъ бы сесть в Киеве. Андрей сделал своею столицею небольшой город Владимир на Клязьме.

Любимым местопребыванием его было ближнее село Боголюбово, отчего он и получил прозвание свое. Андрей выстроил там дворец, остатки котораго сохранились еще. Он украсил новую столицу церквами, из которых самою большою и богатою был каменный храм Успения Богородицы. Князь поставил туда вывезенную из Киевской земли чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукою.

Она стала привлекать во Владимир множество богомольцев и сделалась одною из величайших святынь русских, под названием Владимирской Божией Матери. Впоследствии она перевезена была в Москву в Успенский собор, где и находится теперь".

Сторінка 27. "Стремление к единодержавию. Андрей Боголюбский был первый из удельных князей, который задумал утвердить на Руси единодержавие. Он изгнал своих братьев и племянников из Суздальской земли, удалил старых бояр отцовских, с которыми князь обыкновенно советовался, и правил самовластно, обращался со всеми гордо и строго.

Он задумал подчинить себе всех других князей русских.

Андрей воспользовался беспрестанными распрями удельных князей, чтобы вмешаться в дела южной Руси. Он отправил туда сильное войско, и оно взяло Киев приступом, в 1169 году.

Три дня Суздальцы жгли город, они не пощадили даже Печерскаго монастыря, избивали мужчин, забирали женщин и детей в плен, расхищали сокровища, даже иконы и колокола. Андрей сделался великим князем, однако не поехал в старинный престольный городъ, а управлял Русью из Владимира на Клязьме.

Обкладинка елементарного курсу, з яким варто би ознайомитися Дмитрові Табачнику

С того времени значение Киева, как главнаго города русской земли, кончилось, и вместе с тем кончилось главенство южной Руси. Первенство перешло к северной России.

Северная страна все более и более заселялась. Финские племена, которые южно-русские переселенцы застали здесь, скоро смешались с Русскими. Из них образовалось постепенно одно племя, называемое теперь великорусским и составляющее ныне две трети русскаго народа.

Во главе великорусскаго племени стали князья из Суздальской земли. Они мало-помалу соединили все русские земли на северо-востоке, а затем все увеличивали их завоеваниями, и на востоке, и на западе.

Русское государство, сложившееся вокруг Киева, но скоро расколовшееся на куски, снова собрано было, на севере. Но на это потребовалась упорная работа в продолжение многих веков".

Сторінка 112. "Книжное Образование сделало некоторые успехи, особенно со времени приезда в Москву западно-русских ученых после присоединения Малороссии.

Киевская Русь, находившаяся до того времени под польской властью, была свободна от татарскаго гнета и стояла ближе к образованным странам запада; поэтому там было и более просвещенных людей, чем в Московской Руси. Для образования духовенства в Киеве была академия, из которой вышло много ученых проповедников и сочинителей.

Вызванные в Москву ученые монахи из Киева обучали в училище, писали проповеди и поучения, переводили на русский языкъ разные сочинения. Из Малороссии же распространялись по России и печатные книги духовного и светскаго содержания.

В России было очень мало печатных книг. При Иоанне Грозном в Москве заведена была типография, и там отпечатали, в 1564 году, первую русскую книгу Апостол, сказания о деяниях апостолов.

Но невежественная толпа скоро сожгла типографию.

Первые русские печатники убежали в Литву, и там, в Вильне, а потом в Остроге на Волыни издали много книг на русском языке.

Типография была восстановлена в Москве в царствование Михаила Феодоровича. Обращавшиеся в России рукописные книги все еще считались редкостью и стоили дорого. Их стали писать не прямоугольными буквами, как въ печатных книгах, а закругленными.

Скоропись эта была очень вычурна и совсем неразборчива..."

-----------------------------------------

Сподіваюсь, пан Табачник не буде заперечувати відомі історичні факти.

Олександр Алфьоров: Голова УІНП Олександр Алфьоров представив п’ять принципів роботи Інституту

Новопризначений Голова Українського інституту національної пам'яті Олександр Алфьоров провів першу зустріч з колективом установи, під час якої представив своє бачення майбутніх змін та оголосив п'ять базових напрямів трансформації Інституту.

Наталя Старченко: Релігійна толерантність чи рівність конфесій?

Акт Варшавської конфедерації не містив згадки про панівне становище католицької церкви, а проголошував необхідність збереження миру між різними конфесіями та відмову від уживання сили з релігійної причини. Це й дало підставу частині істориків твердити, що в Речі Посполитій формально була проголошена рівність церков. Прийнято уважати, що вона була порушена на початку XVII століття, коли король Сигізмунд ІІІ Ваза відмовився на вимогу шляхти підтвердити Варшавську конфедерацію.

Юрій Юзич: "Треба за зброю братись". Ідентифіковано учасника бою під Крутами Михайла Баталина

Ідентифіковано ще одного учасника бою під Крутами. Добровольця студентського куреня Січових Стрільців Михайла Баталина. У січні 1918 року – учня 8-го класу 2-ї української гімназії в Києві. Досі з документів гімназії було відомо, що такий учень був. Лише прізвище та ім'я. Та припущення, що він був під Крутами разом із своїми однокласниками. А виявилось, що він ще залишив дуже докладні спогади, авторство яких не було належно ідентифікованим.

Сергій Дібров: Чому Василь Кук?

Триває громадське обговорення ініціативи про присвоєння 21 окремій механізованій бригаді почесного найменування на честь генерал-хорунжого УПА Василя Кука.