Спецпроект

"Святий" і "благовірний" цар Іван Васильович Грозний

У кафедральному соборі, покинутому єпископом Анадирським і Чукотським після позбавлення його сану, поруч з образами Христа і Богородиці висіла ікона "благовірного царя Івана Грозного". Прихильників його культу об'єднує не православна, а цілком західна, протестантська ідея, що монарх, а не патріарх є главою Церкви (рос.).

Фрагмент ікони, котру почитають радетелі "святого" Івана Васильовича Грозного

Молились на иконы с ликом царя и в печально прославившемся в последний год женском Боголюбовском монастыре. Недавно на популярном православном интернет-форуме одна девушка рассказывала, как "побывала там в 2000 году...

Тогда уже все признаки протосектантского образования в Боголюбове были налицо: пропаганда против государственных документов, неприятие брака в принципе (сейчас нельзя выходить замуж), изоляционизм (я хотела работать в школе, чем сейчас и занимаюсь, мне говорил архимандрит Петр (Кучер) (бывший духовник монахинь), что современный православный не может работать в школе и не врать), иконы Ивана Грозного в соборе (не знаю, может, припрятали с тех пор в алтарь, после известного высказывания покойного Патриарха)".

Под "известным высказыванием", видимо, подразумевается обращение Патриарха Алексия II к клиру и приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года.

Предстоятель Церкви сказал тогда "об одном темном пятне нашей действительности".

"В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, "икон" царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы.

Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, "с черного хода", канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию...

Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать Митрополита Московского Филиппа, преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие", - говорил Патриарх.

Можно припомнить и многие другие заявления Патриарха по этому поводу, которые включены в изданную в 2003 году Издательским советом РПЦ книгу "Царь Иван Васильевич - Грозный или святой: Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина".

Яков Турлигін. "Митрополит Філіп і Іван Грозний"

По мнению Церкви, невозможно канонизировать Грозного, пославшего Малюту Скуратова убить Митрополита Московского Филиппа (Колычева) и расправившегося (по ряду летописных версий - собственноручно) с игуменом Псково-Печерского монастыря Корнилием, залившего кровью Тверь и Новгород во время своего карательного похода 1570 года.

Но у апологетов царя есть свое мнение на сей счет. "Казнив игумена Корнилия, государь Иоанн Грозный спас его для жизни вечной, не допустил полного падения его в прелесть", - утверждал в 2002 году писатель Андрей Хвалин.

"Смерть от руки его (Христа. - "НГР") наместника - Царя - символизировала помощь грешнику", - пояснял в газете "Царскiй опричникъ" Александр Елисеев, известный своими книгами с апологетикой "большого террора" 1937 года и "красного монарха" Иосифа Сталина.

Еще одним основанием для прославления Грозного как святого является факт его якобы давно прошедшей канонизации. "Наш местночтимый московский святой - схимник Иона святой Иоанн", - это из песни Жанны Бичевской "Боже, храни своих" (2003 год).

Правда, при рассказах о якобы состоявшейся канонизации царя версии у его апологетов расходятся.


Фільм "Цар" - Іван Грозний проти митрополита Філіппа

Так, Александр Елисеев писал в № 4 журнала "Опричнина", издававшегося в 1999-2002 годах Санкт-Петербургским Опричным братством благоверного царя Иоанна Грозного, что "благоверный Царь Иоанн уже прославлен Церковью как местночтимый святой Московской епархии еще в 1882 году, в царствование императора Александра III".

Правда, представители Московской епархии РПЦ при подготовке Архиерейского собора 2004 года не смогли найти никаких указаний об этом, да и другие ультраправославные авторы признают, что в 1882 году была лишь подновлена старая фреска в Грановитой палате, изображавшая Грозного с нимбом вокруг головы.

Чаще всего они утверждают, что Грозный "как местночтимый святой Московской епархии почитался со времен Патриарха Филарета (Романова)".

Впрочем, и тут указать конкретных дат или ссылок на постановления Соборов или правящих архиереев они не могут.

Фреска, написана у кінці XVI століття, на яку як на доказ посилаються прихильники канонізації царя
Несколько лет назад консервативная газета "Русский вестник" опубликовала фотокопию одной из страниц составленных в 1621 году святцев Коряжемского монастыря, где сказано: "Июня 10 - обретение святого телеси великомученика царя Иоанна".

В XIX веке ознакомившиеся со святцами церковные историки отнесли это упоминание к Ивану Грозному.

Между тем Коряжемские святцы отличаются немалой недостоверностью по части дат - так, время жизни известного смоленского игумена Авраамия (XII век) отнесено в них... к V веку. Вызывает удивление и то, что царь Иоанн в них назван "великомучеником", тогда как Иван Грозный мучений не претерпевал, и непонятно почему сказано об "обретении телес", если тело Грозного после его погребения в 1584 году в Архангельском соборе Московского Кремля оставалось нетронутым до 1963 года, когда его извлек и обследовал антрополог Михаил Герасимов.

Скорее всего это упоминание относится к другим православным правителям, носившим имя Иоанн. Например, к мученику Иоанну-Владимиру, князю Сербскому, чья память отмечается 4 июня (22 мая по старому стилю) и которого сербы часто называют "царем". В 1015 году он был вероломно убит болгарским царем Владиславом, который лишь позже передал тело князя его родным ("обретение тела князя").

Что же касается фресок, где Иван Грозный изображен с нимбом вокруг головы, то так традиционно изображались все русские князья, начиная еще с XI века.

В культе "святого царя Ивана Грозного", как и в культе "святого царя-искупителя Николая II", присутствует и его заметное обожествление. Некоторые подбирают для этого доводы, на удивление похожие на популярные апокрифы вроде рассказов о потомстве Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Так, Андрей Хвалин писал в 2002 году о "Русском Самодержавии, возводящем на землях Святой Руси Новый Израиль и ведущем свою духовную и кровную родословную через византийских василевсов и римских кесарей от самого Христа - царя Иудейского".

Другие, например, Александр Елисеев, привлекают "мистические" обоснования: "Царская власть обладала особым мистическим смыслом... Царь (а не Патриарх, епископ или Собор) считался образом Христа (иконой Логоса)... Кто-то из людей должен был находиться ближе всего к Спасителю, ближе настолько, чтобы личностно символизировать сам Логос, Вторую Ипостась Святой Троицы. Царь... именно он и должен был символизировать Христа".

Что из этих идеологем ближе большинству поклонников Грозного Царя в наши дни, сказать трудно, но в практическом плане их привлекает именно идея (причем совершенно западная, протестантская и принесенная в Россию в XVIII веке) о том, что отнюдь не Патриарх, а монарх является главой Церкви.

В условиях современной российской демократии культ царской особы становится оправданием для вседозволенности и бунта против верхов...

Джерело: НГ-Религии

Від газет до телесеріалів: 30 років еволюції політичної агітації в Україні

Протягом 30 років незалежності України політична агітація у нашій країні пройшла шлях від звичайних газет та інформаційних бюлетенів до телевізійних серіалів. З одного боку, постійних змін зазнавала форма агітації, з іншого — деякі елементи, як-от меседжі, у ній залишалися незмінними. Окрім того, з'явився окремий вид "агітації"—"гречкосійство", тобто підкуп виборців різними матеріальними й нематеріальними благами.

За два кроки до війни: Гляйвіцька провокація

31 серпня 1939 року. Невеличке сілезьке містечко Гляйвіц, Німеччина. Вечір. В одному з номерів готелю в центрі міста на застеленому ліжку лежить з закритими очима чоловік. Він вдягнутий і взутий. О 16-00 тишу номера прорізує вимогливий дзвінок телефону, який стоїть на столику біля ліжка. Не відкриваючи очей чоловік простягає руку, знімає трубку і підносить її до вуха. З трубки лунає добре знайомий йому голос: «Терміново передзвоніть!».

«Тройка» чи «Сєвєр»? – депортаційна операція початку квітня 1951 року

70 років тому на території України відбулася остання депортаційна операція, під час якої переважно зі Західної України було виселено 2 487 сімей куркулів, свідків Єгови та колишніх вояків армії Андерса

Черчилль-політик і Орвелл-письменник: дивовижні схожості двох культових особистостей

Мало хто знає, що здавалося б, нічим не пов’язані між собою Вінстон Черчилль та Джордж Орвелл мали насправді багато чого спільного. Обоє випередили свій час, обоє виступали борцями за свободу та демократію, а їхні ідеї, сформовані майже століття тому, залишаються гостро актуальними і дотепер.
Книжка «Черчилль і Орвелл. Битва за свободу», написана журналістом та воєнним кореспондентом Томасом Ріксом, вийшла друком у крафтовому видавництві «Лабораторія». Це порівняльна біографія двох видатних історичних постатей, які ніколи не зустрічались, однак захоплювались один одним на відстані.