Спецпроект

Лікнеп для Табачника

Нинішній міністр освіти намагається принизити авторитет української, натомість підвищуючи статус російської. Цьому доктору наук не завадить пройти короткий курс історії, яку вивчали в середніх навчальних закладах дореволюційної Росії.

Для цього курсу ми використаємо звичайний підручник того часу.

Називається він буквально так: "Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторений. Элементарный курс для средних учебных заведений и городских училищ. Составил М. Остроградский. Двадцать седьмое издание. Петроград. 1915".

Ось кілька уривків з нього. Орфографію оригіналу збережено.

-------------------------------------------------------------

Сторінка 25. "Упадок Киевской Руси. После смерти Мономаха князья по-прежнему начали ссориться за княжества. Киев скоро перестал быть главным городом.

От постоянных усобиц княжеских и от набегов Половцев Киевская земля обеднела, торговля с Грецией почти прекратилась, потому что Половцы проходу не давали русским купцам. Жители Киевской земли стали уходить в другие места, более безопасные.

Особенно увеличилось переселение на северо-востокъ, в места между Окой и Волгой, в Суздальскую землю. Это была страна глухая, с населением редким, преимущественно финскаго племени. Она считалась плохимъ уделомъ и давалась обыкновенно младшим сыновьям княжеским.

В начала XII века Суздальская земля досталась меньшому сыну Владимира Мономаха, Юрию, по прозванию Долгорукому. Юрий старался застроить эту страну, вызывал поселенцев из южной Руси и других мест.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, продолжал заселять Суздальскую землю. Он отнюдь не рвался на юг, как это было в обычай у удельных князей, которые только и думали, какъ бы сесть в Киеве. Андрей сделал своею столицею небольшой город Владимир на Клязьме.

Любимым местопребыванием его было ближнее село Боголюбово, отчего он и получил прозвание свое. Андрей выстроил там дворец, остатки котораго сохранились еще. Он украсил новую столицу церквами, из которых самою большою и богатою был каменный храм Успения Богородицы. Князь поставил туда вывезенную из Киевской земли чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукою.

Она стала привлекать во Владимир множество богомольцев и сделалась одною из величайших святынь русских, под названием Владимирской Божией Матери. Впоследствии она перевезена была в Москву в Успенский собор, где и находится теперь".

Сторінка 27. "Стремление к единодержавию. Андрей Боголюбский был первый из удельных князей, который задумал утвердить на Руси единодержавие. Он изгнал своих братьев и племянников из Суздальской земли, удалил старых бояр отцовских, с которыми князь обыкновенно советовался, и правил самовластно, обращался со всеми гордо и строго.

Он задумал подчинить себе всех других князей русских.

Андрей воспользовался беспрестанными распрями удельных князей, чтобы вмешаться в дела южной Руси. Он отправил туда сильное войско, и оно взяло Киев приступом, в 1169 году.

Три дня Суздальцы жгли город, они не пощадили даже Печерскаго монастыря, избивали мужчин, забирали женщин и детей в плен, расхищали сокровища, даже иконы и колокола. Андрей сделался великим князем, однако не поехал в старинный престольный городъ, а управлял Русью из Владимира на Клязьме.

Обкладинка елементарного курсу, з яким варто би ознайомитися Дмитрові Табачнику

С того времени значение Киева, как главнаго города русской земли, кончилось, и вместе с тем кончилось главенство южной Руси. Первенство перешло к северной России.

Северная страна все более и более заселялась. Финские племена, которые южно-русские переселенцы застали здесь, скоро смешались с Русскими. Из них образовалось постепенно одно племя, называемое теперь великорусским и составляющее ныне две трети русскаго народа.

Во главе великорусскаго племени стали князья из Суздальской земли. Они мало-помалу соединили все русские земли на северо-востоке, а затем все увеличивали их завоеваниями, и на востоке, и на западе.

Русское государство, сложившееся вокруг Киева, но скоро расколовшееся на куски, снова собрано было, на севере. Но на это потребовалась упорная работа в продолжение многих веков".

Сторінка 112. "Книжное Образование сделало некоторые успехи, особенно со времени приезда в Москву западно-русских ученых после присоединения Малороссии.

Киевская Русь, находившаяся до того времени под польской властью, была свободна от татарскаго гнета и стояла ближе к образованным странам запада; поэтому там было и более просвещенных людей, чем в Московской Руси. Для образования духовенства в Киеве была академия, из которой вышло много ученых проповедников и сочинителей.

Вызванные в Москву ученые монахи из Киева обучали в училище, писали проповеди и поучения, переводили на русский языкъ разные сочинения. Из Малороссии же распространялись по России и печатные книги духовного и светскаго содержания.

В России было очень мало печатных книг. При Иоанне Грозном в Москве заведена была типография, и там отпечатали, в 1564 году, первую русскую книгу Апостол, сказания о деяниях апостолов.

Но невежественная толпа скоро сожгла типографию.

Первые русские печатники убежали в Литву, и там, в Вильне, а потом в Остроге на Волыни издали много книг на русском языке.

Типография была восстановлена в Москве в царствование Михаила Феодоровича. Обращавшиеся в России рукописные книги все еще считались редкостью и стоили дорого. Их стали писать не прямоугольными буквами, как въ печатных книгах, а закругленными.

Скоропись эта была очень вычурна и совсем неразборчива..."

-----------------------------------------

Сподіваюсь, пан Табачник не буде заперечувати відомі історичні факти.

Володимир В'ятрович: "Волинь" vs "Катинь"

Здавалося, після пов'язаної з "Катинню" Смоленської трагедії 2010 року вона стане ще потужнішим символом, який єднатиме минуле і сучасність. Але на той момент "Катинь" уже активно витіснялася із суспільної свідомості іншою історичною темою – "Волинь". Події польсько-українського конфлікту в роки Другої світової (зведені до простої формули "Волинь-43") стали головною темою спочатку історичної публіцистики, а відтак – історичної політики.

Ігор Кравець: Дві Волині в одній

Польський Сейм проголосував закон, що встановлює нове державне свято — «День пам’яті про поляків — жертв геноциду, скоєного ОУН-УПА на Східних Кресах Другої Речі Посполитої». Сама назва — неоколоніяльна, і автор закону — давній прихильник кремлівських наративів, утім член «антикачинської коаліції» Дональда Туска, Тадуеш Самборський. Єдиною, хто утрималася під час голосування, була Александра Узнанська-Вісьнєвська. Усі інші — «за». Рідкісний, але як же виразний колоніяльний консенсус у польському Сеймі.

Богдан Червак: Останній президент УНР на вигнанні. Миколі Плав’юку – 100 років(?)!

5 червня 1925 року, за іншими даними 1927 року, народився останній президент УНР на вигнанні, голова ОУН Микола Плав’юк. Якщо припустити, що вірна дата – 5 червня 1925-го, то цьогоріч йому виповнюється сто років!

Віталій Скальський: День народження та невідомі фото крутянця Григорія Піпського

Постать Григорія Піпського для зацікавлених не потребує особливого представлення. Традиція говорить, що саме він - галичанин Григорій Піпський – під час розстрілу росіянами-більшовиками після бою під Крутами наприкінці січня 1918 року заспівав «Ще не вмерла Україна…».