Київ новомучеників. Митрополити Богоявленський і Дьяков

Кожен день кияни ходять по вулицях, на яких жили святі. Поділ, Лук'янівка, Солом'янка - в кожному з цих районів у XX-му столітті жили, молилися, гинули і знаходили сенс життя не зовсім звичайні люди. Ми пропонуємо згадати хоча б деяких з них (рос.).

Святой, выступивший против Распутина

Первый адрес - предконечная остановка 24-го автобуса, в пяти минутах ходьбы от Киево-Печерской лавры. Здесь зимой 1918 года погиб человек, который тогда был высшим православным иерархом в Украине – митрополит Владимир (Богоявленский).

Выходец из русской глубинки, Богоявленский благодаря самым высоким оценкам в семинарии смог бесплатно продолжить духовное образование. После окончания Тамбовской духовной академии он стал преподавателем в семинарии. Возможно, он так бы им и остался, если бы не внезапная смерть от туберкулёза жены и ребенка.

Василий Богоявленский после этого принимает монашеский постриг с именем Владимир, а еще через два года становится епископом.

Дальше – весьма стремительная церковная карьера. Ею митрополит обязан известному юристу Анатолию Кони, который случайно услышал проповедь священномученика во Владимирском соборе Самары и был так ею впечатлен, что рекомендовал епископа тогдашнему обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву.

 

Богоявленского назначили епископом в Грузию, что в Российской империи считалось третьей по влиятельности церковной должностью после епископов Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1898 году, после смерти московского митрополита, Богоявленского переводят в Москву. Там епископ активно занимался миссионерством среди рабочих, полемизировал с марксистами. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством.

Як боролися з алкоголем у давньому Львові

В 1911-м под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд.

В следующем году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом митрополит Владимир выступил с докладом "Против ли нас, абстинентов, Библия?", где библейски обосновал преимущества трезвого образа жизни и запрета на употребление вина.

Фрагмент виступу митрополита на Всеросійському протиалкогольному з'їзді. Публікація в журналі "В борьбе за трезвость", 1912

"История водки". Росіяни в боротьбі з поляками за титул винахідників оковитої

В Москве он сдружился с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, которая позже была канонизирована как священномученица, чья жизнь также во многом связана с Киевом.

С 1912 года Владимир Богоявленский, по сути, возглавил Русскую церковь. Он назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода. Впрочем, пробыл он на новом месте недолго.

Деятельный проповедник, человек евангельских и библейских взглядов, вполне естественно, он не пришелся по духу такой темной личности, как Григорий Распутин.

В результате настроенная Распутиным против митрополита императрица Александра Федоровна удалила, а фактически сослала его в Киев.

Ікона новомученика Володимира

С ноября 1915 года Владимир Богоявленский – митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего синода.

Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пять вооружённых солдат-большевиков во главе с матросом.

Вот как вспоминает гибель Владимира Богоявленского митрополит Евлогий (Георгиевский), свидетель тех событий:

"Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером,– и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к чёрному ходу. "Прощай, Иван…",– успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его – расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же".

Посмертний знімок митрополита Володимира

Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого от озверевших представителей безбожной большевистской власти, за девять дней до того зверски запытавших до смерти пленных студентов Киевского университета, вступивших с ними в неравный бой под Крутами (мало того, еще и поглумившихся над телами уже мертвых молодых парней).

Дворянин, попович і селянський син. Три біографії загиблих під Крутами

Всякий, кто пытается оправдать это безумие, должен еще и еще раз вспоминать эти преступления – безобразные свидетельства совершеннейшей дегенеративности красной власти…

В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре сохранился корпус, где жил митрополит Владимир и откуда его повели на расстрел через Экономические ворота Лавры.

 

Место расстрела священномученика сейчас отмечено деревянным крестом. Найти его несложно – если идти от площади Славы к Лавре по правой стороне улицы Ивана Мазепы, дойдя до валов (которые перед монастырем), надо просто посмотреть вверх. На валу и стоит тот самый крест, обозначающий место гибели святого.

Мощи священномученика находятся в Ближних пещерах Лавры.

73-летний старик был забит насмерть на допросе в Лукьяновском СИЗО

Второй адрес – Лукьяновское СИЗО и Лукьяновское кладбище. В 1937 году в кабинете №164 следственного управления Лукьяновской тюрьмы погибло двое священнослужителей, которые теперь причислены к лику святых.

Первый из них – фактический руководитель всех украинских православных приходов митрополит Константин (Дьяков).

 

Он родился в 1864 году в селе Старая Водолага Харьковской губернии в семье священника. Окончил будущий мученик Харьковскую духовную семинарию. В 27 лет он стал священником, служил в столице Слобожанщины, в храме Рождества Христова.

Первый раз Константин Дьяков был арестован еще в 1923 году, впрочем, тогда ему так и не предъявили обвинения и освободили спустя два месяца.

Как и многим другим священномученикам, ему довелось побывать, как вспоминали современники, "в липких от крови" подвалах Октябрьского дворца в Киеве (ГПУ проводило допросы и пытки в подвале, где сейчас расположен кинотеатр).

В 1924 году Дьяков был рукоположен во епископа Сумского, викария (помощника епископа) Харьковской епархии, временно управлял епархией.

В 1926-м был второй раз арестован, находился в тюрьме три недели.

Владика Костянтин (другий зліва), Харків, 1927. Всі ці єпископи були розстріляні протягом наступного десятиліття 

В ноябре 1927-го возведён в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским экзархом Украины, в 1934 Константин Дьяков стал митрополитом Киевским и экзархом Украины в связи с переездом столицы.

Живий Харків. Екскурсія містом

Владыка Константин, в отличие от многих других священномучеников, не был принципиальным противником власти, скорее, наоборот, он был очень ярким представителем "сергианства" – политики соглашательства тогдашних церковных иерархов Русской православной церкви с большевиками.

Впрочем, это отнюдь не спасло его от расправы. В 1937 году НКВД задумал устроить громкое образцово-показательное дело о "контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией".

Первым, кого арестовали, и был Константин Дьяков. 29 октября 1937 года его вытащили из алтаря Покровского храма, расположенного на киевской Соломенке (улица Островского, 20/1), прямо во время службы.

Свято-Покровський храм, де заарештували митрополита Костянтина

На основании ложных показаний начались допросы, которые проводил следователь НКВД Гольдфарб. Надо заметить, что следователь это дело провалил – не один его обвиняемый не дожил до суда. А через некоторое время (неслыханное дело для тех времен) был исключен из органов "за чрезмерное применение мер физического воздействия в ходе допросов".

Именно на таком допросе и погиб 10 ноября 1937 года митрополит Константин.

"Гонений на религию в СССР нет" - інтерв'ю митрополита Сергія

Перед смертью он описал плачевное состояние церкви в то время: "В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года.На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно. В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими".

В конце концов, митрополит написал: "Я прошу советскую власть дать возможность мне, 73-летнему старику, одержимому весьма многими и тяжелыми физическими недугами, мирно и тихо закончить свою жизнь".

Советская власть предложила ему компромисс – сдать подельников, отречься от своих убеждений, заявить, что морочил голову все эти году трудовому народу, рассказывая о Боге… Продать Христа другими словами.

Он сказал, что подельников не имеет, отрекаться от веры отказался… Не хулил он и своих палачей.

Ікона новомученика Костянтина

Похоронен митрополит Константин в братской могиле на Лукьяновском кладбище, где в те годы совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в тюрьме НКВД.

Очевидцы тех событий пишут, что хоронили всех в выкопанных между могилами траншеях. Ночью в такую яму укладывали несколько сотен трупов и засыпали.

Червоний терор як інструмент знищення ворожих соціальних груп

Всего, по оценкам историков, в ходе репрессий 1937–1939 годов в Лукьяновском СИЗО было расстреляно (уже тогда это место имело мрачную славу!) и похоронено на территории Лукьяновского кладбища в безымянных могилах около 25 тысяч человек.

На сегодня найдены останки 12 тысяч жертв сталинщины. Смертельный конвейер…

Каплиця новомучеників і сповідників російських на Лук'янівському цвинтарі

19 октября 1993 года митрополит Константин (Дьяков) был канонизирован определением Священного синода Украинской православной церкви как священномученик.

Буркусь: хто сторожив спокій дому Франка?

Це був не безпородний дворовий собака (хоча і в тім нічого лихого нема, навпаки, не виключено, що й таких тримали Франки, бо принаймні в певний час пес був у них не один, а справжній гуцульський вівчур, полонинський собака, чи, як іще називають, карпатська вівчарка

У секторі «проблем ідеологічної боротьби»: історики та «перебудова»

Нині це Інститут історії України, а тоді слова "Україна" в назві інституту не було. Навіть у цьому в СРСР вбачали небезпеку. Всі спілкувалися російською, лише в одному відділі, де вивчали козаччину, українською. А аспірант Діма Табачник (який потім двічі у Януковича був міністром), ідучи до курилки повз цей відділ, казав: "Цвірінькають там цією українською"

Бабин Яр: гібридні контексти Сергія Лозниці

Мабуть, головною зіркою антиукраїнського шабашу, влаштованого цього року Меморіальним центром Голокосту «Бабин Яр» на багатостраждальних кістках його жертв, став кінорежисер Сергій Лозниця зі своїм фільмом «Бабин Яр. Контекст».

Валєр Бондар. Харківський літмузей. Середовище дев'яностих

Валєр Бондарь – «гуру і навчитель» Сергія Жадана, митець, який об'єднував творчу еліту не тільки в Харкові. Саме у майстерні Бондаря в ЛітМузеї виникло українське середовище неформалів ранніх 1990-х. Його рукою з кінця вісімдесятих – початку дев’яностих карбувалась в харківському просторі графіка перших кроків боротьби за самостійну, стильну і самодостатню Україну. І у дев’яності довкола Бондаря в Харківському ЛітМузеї сформувалося вільне від радянських кліше і провінційних комплексів мистецьке середовище