Київ новомучеників. Митрополити Богоявленський і Дьяков

Кожен день кияни ходять по вулицях, на яких жили святі. Поділ, Лук'янівка, Солом'янка - в кожному з цих районів у XX-му столітті жили, молилися, гинули і знаходили сенс життя не зовсім звичайні люди. Ми пропонуємо згадати хоча б деяких з них (рос.).

Святой, выступивший против Распутина

Первый адрес - предконечная остановка 24-го автобуса, в пяти минутах ходьбы от Киево-Печерской лавры. Здесь зимой 1918 года погиб человек, который тогда был высшим православным иерархом в Украине – митрополит Владимир (Богоявленский).

Выходец из русской глубинки, Богоявленский благодаря самым высоким оценкам в семинарии смог бесплатно продолжить духовное образование. После окончания Тамбовской духовной академии он стал преподавателем в семинарии. Возможно, он так бы им и остался, если бы не внезапная смерть от туберкулёза жены и ребенка.

Василий Богоявленский после этого принимает монашеский постриг с именем Владимир, а еще через два года становится епископом.

Дальше – весьма стремительная церковная карьера. Ею митрополит обязан известному юристу Анатолию Кони, который случайно услышал проповедь священномученика во Владимирском соборе Самары и был так ею впечатлен, что рекомендовал епископа тогдашнему обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву.

 

Богоявленского назначили епископом в Грузию, что в Российской империи считалось третьей по влиятельности церковной должностью после епископов Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1898 году, после смерти московского митрополита, Богоявленского переводят в Москву. Там епископ активно занимался миссионерством среди рабочих, полемизировал с марксистами. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством.

Як боролися з алкоголем у давньому Львові

В 1911-м под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд.

В следующем году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом митрополит Владимир выступил с докладом "Против ли нас, абстинентов, Библия?", где библейски обосновал преимущества трезвого образа жизни и запрета на употребление вина.

Фрагмент виступу митрополита на Всеросійському протиалкогольному з'їзді. Публікація в журналі "В борьбе за трезвость", 1912

"История водки". Росіяни в боротьбі з поляками за титул винахідників оковитої

В Москве он сдружился с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, которая позже была канонизирована как священномученица, чья жизнь также во многом связана с Киевом.

С 1912 года Владимир Богоявленский, по сути, возглавил Русскую церковь. Он назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода. Впрочем, пробыл он на новом месте недолго.

Деятельный проповедник, человек евангельских и библейских взглядов, вполне естественно, он не пришелся по духу такой темной личности, как Григорий Распутин.

В результате настроенная Распутиным против митрополита императрица Александра Федоровна удалила, а фактически сослала его в Киев.

Ікона новомученика Володимира

С ноября 1915 года Владимир Богоявленский – митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего синода.

Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пять вооружённых солдат-большевиков во главе с матросом.

Вот как вспоминает гибель Владимира Богоявленского митрополит Евлогий (Георгиевский), свидетель тех событий:

"Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером,– и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к чёрному ходу. "Прощай, Иван…",– успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его – расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же".

Посмертний знімок митрополита Володимира

Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого от озверевших представителей безбожной большевистской власти, за девять дней до того зверски запытавших до смерти пленных студентов Киевского университета, вступивших с ними в неравный бой под Крутами (мало того, еще и поглумившихся над телами уже мертвых молодых парней).

Дворянин, попович і селянський син. Три біографії загиблих під Крутами

Всякий, кто пытается оправдать это безумие, должен еще и еще раз вспоминать эти преступления – безобразные свидетельства совершеннейшей дегенеративности красной власти…

В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре сохранился корпус, где жил митрополит Владимир и откуда его повели на расстрел через Экономические ворота Лавры.

 

Место расстрела священномученика сейчас отмечено деревянным крестом. Найти его несложно – если идти от площади Славы к Лавре по правой стороне улицы Ивана Мазепы, дойдя до валов (которые перед монастырем), надо просто посмотреть вверх. На валу и стоит тот самый крест, обозначающий место гибели святого.

Мощи священномученика находятся в Ближних пещерах Лавры.

73-летний старик был забит насмерть на допросе в Лукьяновском СИЗО

Второй адрес – Лукьяновское СИЗО и Лукьяновское кладбище. В 1937 году в кабинете №164 следственного управления Лукьяновской тюрьмы погибло двое священнослужителей, которые теперь причислены к лику святых.

Первый из них – фактический руководитель всех украинских православных приходов митрополит Константин (Дьяков).

 

Он родился в 1864 году в селе Старая Водолага Харьковской губернии в семье священника. Окончил будущий мученик Харьковскую духовную семинарию. В 27 лет он стал священником, служил в столице Слобожанщины, в храме Рождества Христова.

Первый раз Константин Дьяков был арестован еще в 1923 году, впрочем, тогда ему так и не предъявили обвинения и освободили спустя два месяца.

Как и многим другим священномученикам, ему довелось побывать, как вспоминали современники, "в липких от крови" подвалах Октябрьского дворца в Киеве (ГПУ проводило допросы и пытки в подвале, где сейчас расположен кинотеатр).

В 1924 году Дьяков был рукоположен во епископа Сумского, викария (помощника епископа) Харьковской епархии, временно управлял епархией.

В 1926-м был второй раз арестован, находился в тюрьме три недели.

Владика Костянтин (другий зліва), Харків, 1927. Всі ці єпископи були розстріляні протягом наступного десятиліття 

В ноябре 1927-го возведён в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским экзархом Украины, в 1934 Константин Дьяков стал митрополитом Киевским и экзархом Украины в связи с переездом столицы.

Живий Харків. Екскурсія містом

Владыка Константин, в отличие от многих других священномучеников, не был принципиальным противником власти, скорее, наоборот, он был очень ярким представителем "сергианства" – политики соглашательства тогдашних церковных иерархов Русской православной церкви с большевиками.

Впрочем, это отнюдь не спасло его от расправы. В 1937 году НКВД задумал устроить громкое образцово-показательное дело о "контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией".

Первым, кого арестовали, и был Константин Дьяков. 29 октября 1937 года его вытащили из алтаря Покровского храма, расположенного на киевской Соломенке (улица Островского, 20/1), прямо во время службы.

Свято-Покровський храм, де заарештували митрополита Костянтина

На основании ложных показаний начались допросы, которые проводил следователь НКВД Гольдфарб. Надо заметить, что следователь это дело провалил – не один его обвиняемый не дожил до суда. А через некоторое время (неслыханное дело для тех времен) был исключен из органов "за чрезмерное применение мер физического воздействия в ходе допросов".

Именно на таком допросе и погиб 10 ноября 1937 года митрополит Константин.

"Гонений на религию в СССР нет" - інтерв'ю митрополита Сергія

Перед смертью он описал плачевное состояние церкви в то время: "В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года.На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно. В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими".

В конце концов, митрополит написал: "Я прошу советскую власть дать возможность мне, 73-летнему старику, одержимому весьма многими и тяжелыми физическими недугами, мирно и тихо закончить свою жизнь".

Советская власть предложила ему компромисс – сдать подельников, отречься от своих убеждений, заявить, что морочил голову все эти году трудовому народу, рассказывая о Боге… Продать Христа другими словами.

Он сказал, что подельников не имеет, отрекаться от веры отказался… Не хулил он и своих палачей.

Ікона новомученика Костянтина

Похоронен митрополит Константин в братской могиле на Лукьяновском кладбище, где в те годы совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в тюрьме НКВД.

Очевидцы тех событий пишут, что хоронили всех в выкопанных между могилами траншеях. Ночью в такую яму укладывали несколько сотен трупов и засыпали.

Червоний терор як інструмент знищення ворожих соціальних груп

Всего, по оценкам историков, в ходе репрессий 1937–1939 годов в Лукьяновском СИЗО было расстреляно (уже тогда это место имело мрачную славу!) и похоронено на территории Лукьяновского кладбища в безымянных могилах около 25 тысяч человек.

На сегодня найдены останки 12 тысяч жертв сталинщины. Смертельный конвейер…

Каплиця новомучеників і сповідників російських на Лук'янівському цвинтарі

19 октября 1993 года митрополит Константин (Дьяков) был канонизирован определением Священного синода Украинской православной церкви как священномученик.

Опіум, вбивства, валютні спекуляції: китайські таємні організації в радянській Україні

Для більшості маловідомим залишається факт, що у першій половині XX cтоліття в Україні існувала доволі помітна китайська діаспора. Китайці оселилися в багатьох містах та навіть селах переважно на півдні та сході країни, а райони, де вони колись компактно проживали, до сих пір в народі називаються "шанхаями". Там, де виникали китайські діаспори, неодмінно з'являлися і злочинні угруповання та таємні містичні братства, більш відомі в масовій культурі як тріади.

Від символу до імені: у пошуку власних моделей військового цвинтаря

Присвячені невідомому солдату монументи можна знайти у Франції, США, Британії, Канаді та інших країнах умовного Заходу. Зрештою, традиція символічних і цілком реальних могил невідомих солдатів народилася саме у Західній Європі. Асоціація могили невідомого солдата з Радянським Союзом радше пов'язана з зацикленістю політики пам'яті сучасної Росії на Другій світовій війні, ніж із якоюсь особливою прихильністю радянців до невідомих солдатів.

Володимир Лаврик: віднайдений епізод з литовського життя офіцера Армії УНР

Щонайменше 70 майбутніх офіцерів міжвоєнного Війська Литовського народилися в Україні. Сотні пов’язані з українськими теренами навчанням, юнацькими роками, участю у боях Першої світової війни, пролитою кров’ю у боротьбі за вільну Україну. Водночас, литовська земля народжувала майбутніх бійців українських визвольних змагань, героїв Війни за незалежність.

"Не допустити витоку за кордон відомостей про голод в Україні"

У 1980-х роках органи кдб урср пильно відстежували діяльність представників української діаспори, спрямовану на привернення уваги світової громадськості до Голодомору в Україні 1932–1933 років, і намагалися всіляко перешкоджати цьому. У циркулярах і вказівках з Києва до обласних управлінь кдб ішлося про те, які необхідно вжити агентурно-оперативні заходи "для протидії ворожим акціям закордонних наццентрів".