Спецпроект

День без героїв

Два ідейні табори - націонал-патріотичний і російсько-радянський - випромінюють захоплений мілітаризм, який різниться хіба що кольором стрічок. Якщо щось може консолідувати нинішню Україну, то вже точно не героїчні міфи. Спільних героїв у нас не було, немає й не буде. Зате є урок історії, який варто вивчити... (рос.)

Фото: bilozerska.livejournal.com

29 января 1918 года, Стокгольм. Обычный будний день. Люди спешат по своим делам, трудятся в конторах и на фабриках, воспитывают непослушных детей, хлопочут по хозяйству – словом, просто живут.

Глядя на эту скучную картину, было нелегко поверить, что в других концах Европы свершаются героические дела.

В тот день украинское руководство, не сумевшее заручиться адекватной поддержкой и создать боеспособную армию, бросило в бой необученных студентов и гимназистов. Как и следовало ожидать, юные герои были разбиты под Крутами. Их борьба за независимую Украину оказалась такой же безрезультатной, как и последующие подвиги героев УПА.

А потом Саудовская Аравия обвалит мировые цены на нефть, и коллапс советской экономики принесет независимость всем республикам СССР – в том числе и тем, где не было собственных Крут и мощных освободительных движений.

Пока украинские герои умирали под Крутами, в стольном граде Киеве подняли восстание советские герои – рабочие завода "Арсенал". Они сражались и погибали за свободу трудящихся, за счастливую и богатую жизнь, за справедливое общество без эксплуатации человека человеком.

Результат известен – установление жесточайшей диктатуры, ГУЛАГ, командно-административная экономика, несовместимая с высоким уровнем жизни, и, наконец, полный крах советской системы.

В этот январский день на фронтах Первой мировой продолжались боевые действия, и без героизма тоже не обошлось.

Английские герои жаждали выиграть войну, которая навсегда покончит с войнами.

The War That Will End War – сей звучный слоган, предложенный мистером Уэллсом, вдохновлял отважных британцев на подвиги и самопожертвование. А через двадцать с лишним лет их детям придется надеть форму и отправиться на очередную войну.

Немецкие герои сражались за великую Германию. Их борьба принесла германской нации не славу и могущество, а разруху и унижение. Столь ж плачевно завершилась попытка реванша, предпринятая новыми героями Рейха. Впоследствии Германия все же займет доминирующее положение в Европе, но не силой оружия, а с помощью продуктивной экономики.

В январе 1918-го мало кто вспоминал о сербских героях, начавших мировую бойню с героического убийства супружеской пары в Сараево. Они мечтали о великой Сербии.

Каковы плоды их самоотверженной борьбы? Создание искусственного конгломерата, новые опустошительные войны и этнические чистки, бесславный распад нежизнеспособного государственного образования…

Итак, цели, во имя которых умирали и убивали герои 1918 года, либо оказались утопическими и недостижимыми, либо были достигнуты иными средствами – бескровными, но куда более эффективными.

Эта прискорбная тенденция получила дальнейшее развитие. В XX столетии было предложено как минимум три амбициозных проекта, считавшихся пропусками в Светлое Будущее – коммунистический эксперимент, "Новая Европа", деколонизация.

Все три проекта были обильно политы кровью и сдобрены фанатичным героизмом, но ожидаемых результатов не принесли. Смертоносный кредит, выданный в счет будущего благоденствия, так и остался непогашенным.

Минувший век был чрезвычайно богат героями, и сегодня нас призывают брать с них пример. Увы, бравые герои слишком часто боролись впустую. Их подвиги оказывались бесплодными, их смерти – напрасными.

Многие из нас никогда не признают этого очевидного факта. Культ героев связан с причудливой системой ценностей, в которой борьба важнее результата, а бессмысленное самопожертвование перевешивает реальную пользу.

Подобная аберрация мышления отразилась и в скандальной реплике господина Путина, с гордостью заявившего, что "наибольшие потери в ВОВ понесла именно РСФСР – более 70% потерь".

В ответ кое-кто из наших возмущенных соотечественников принялся размахивать украинскими трупами и страданиями. Хотя ужасающие потери едва ли можно считать синонимом успеха.

Советские солдаты, погибшие в ходе провальных наступательных операций 1942 года, внесли не больший вклад в победу над Германией, чем обреченные герои Первой мировой – сотни тысяч французов и англичан, брошенных на немецкие пулеметы бездарным генералом Нивелем.

Почему же напрасные жертвы столь охотно трансформируются в доблестных героев? На то есть несколько веских причин.

Во-первых, культ героев является незаменимой палочкой-выручалочкой для власть имущих. Некомпетентный работник не может объявить погубленную им продукцию "героически погибшей".

У некомпетентных вождей и военачальников такая возможность есть. Чем больше тупой самоуверенности, недальновидности, грубых ошибок и бессмысленного перемалывания человеческих жизней, тем громче героический пафос, подогреваемый официальной пропагандой.

Во-вторых, без героев не обойтись твердолобым идеологам. Если идеологическая доктрина не принесла никаких плодов, кроме разрушения и смерти, напрашивается вывод о ее несостоятельности.

Что же делать фанатику, не желающему признавать банкротство собственных идей? Выход есть! Достаточно заговорить о "героях, отдавших свои жизни за наше священное дело", и происходит чудо: пролитая кровь уже не дискредитирует идеологическую химеру, а напротив, придает ей особую ценность.

Наконец, культ героев востребован обществом. Очень тяжело смириться с мыслью, что жизни и судьбы дорогих тебе людей – всего лишь пыль, сметенная чужими амбициями, бездарностью и несостоятельными идеями. Это психологически непереносимо. И мы охотно хватаемся за мифы о героях, погибших не зря и вдохновляющих потомков на новые подвиги.

Культ героев – эффективный инструмент искажения неудобной реальности. Он позволяет превратить трагедию в праздник, поражение – в победу, некомпетентность – в доблесть, а смерть, страдания и разрушение – в предмет гордости.

Статистику осіб, нагороджених відзнакою "Герой України", дивіться тут

Неудивительно, что критика героических мифов воспринимается чрезвычайно болезненно и вызывает сильнейшее психологическое отторжение. Достаточно вспомнить, какую реакцию в немецком обществе 1930-х спровоцировал знаменитый антивоенный роман "На западном фронте без перемен".

"Нет писакам, предающим героев мировой войны! Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка!" – восклицали национально сознательные немецкие студенты.

Что ж, из юнцов, сжигавших негероическую книгу, получились отличные полуфабрикаты для приготовления пушечного мяса…

В украинском обществе аналогичные настроения встречаются гораздо чаще, чем попытки осмыслить трагический опыт прошлого.

Два идейных лагеря – национал-патриотический и русско-советский – излучают восторженный милитаризм, различающийся только цветом ленточек. При этом обе стороны стараются развенчать чужих героев, дабы освободить пьедестал для своих собственных.

И если что-то может консолидировать нынешнюю Украину, то уж точно не героические мифы.

Общих героев у нас не было, нет и не будет. Зато имеется общий урок истории, который стоит выучить.

В бурном 1918 году наши прадеды умирали и убивали во имя светлого будущего. Современная Украина – то самое будущее, ради которого было пролито столько крови и принесено столько героических жертв.

К сожалению, оно не очень-то светлое, и живем мы несравнимо хуже, чем потомки приземленных шведов, для которых 29 января 1918-го стало рядовым днем без героев.

Ибо никакой героизм не заменит трезвого рассудка и умелых действий, приносящих реальные победы и осязаемые достижения.

Причини масового полисіння дітей у Чернівцях влітку 1988 року

Взятися за написання цієї статті спонукали мене публікації, у яких протягом 30 років після трагедії, що зачепила багатьох чернівчан, продовжують поширювати брехню про причини масового полисіння у Чернівцях. І найголовніше, що змусило це зробити - передчасний відхід у вічність мого колеги по роботі та товариша - Анатолія Галіна, який у часи тоталітарного режиму не побоявся піти проти системи, завдяки зусиллям якого стали відомі справжні причини полисіння у Чернівцях влітку 1988 року.

"Редактор" Василь Мудрий і його "Діло"

У списку тих, кого дуже хотіли завербувати в 1930-ті роки працівники НКВД СССР, був тодішній голова Українського національно-демократичного об'єднання – найпотужнішої західноукраїнської парламентської партії і головний редактор найстарішої української галицької газети "Діло" Василь Мудрий.

Як Роман Шухевич-"Щука" тричі березневу Тису перепливав

Роман Шухевич був чудовим плавцем, чемпіоном українських національних змагань з плавання. У нього була цивільна мрія – до 40-річчя переплести протоку Ла-Манш. Готувався, тренувався, багато плавав. Але на практиці – довелось боротись з окупантами й тричі долати Тису. Не для того, щоб втекти від відповідальності. А для того, щоб виконати свій обов'язок вояка, борця за незалежну й соборну Україну.

Яким був радянський лад? Судження історика

Деякі експерти пов'язують оптимістичні для нас перспективи в російсько-українській війні з відходом Владіміра Путіна від влади. Однак він є надто пересічною фігурою, яка не заслуговує сполученого з нею терміну "путінізм". Ми повинні усвідомити самі і переконати союзників у тому, що Російська Федерація являє собою екзистенційну загрозу для всіх народів, які потрапили в орбіту Кремля. Конкретна фігура очільника російських панівних кіл – справа другорядна. Ця країна готова порушувати встановлений світопорядок за будь-яких умов.